К вопросу взимания НДС с экспедиторских компаний

Главная / Новости / К вопросу взимания НДС с экспедиторских компаний

Рассматривая вопрос о налогообложении экспедиторских компаний, следует прежде всего понять природу договора транспортной экспедиции. Это связано с тем, что в настоящее время очень многие экспедиторские компании понимают договор транспортной экспедиции как договор оказания посреднических услуг.

Сам подход к деятельности экспедитора как посредника кардинально не верен. Договор транспортной экспедиции не относится к посредническим (или представительским) сделкам, а является самостоятельным договором в ряду иных договоров о возмездном оказании услуг.

Данная позиция отражена в авторитетной юридической литературе. Например, арбитр Высшего арбитражного суда В.В. Витрянский говорит, что «экспедиция не может быть отнесена к представительским сделкам, поскольку обязательства экспедитора включают в себя ряд пунктов, не имеющих никакого отношения к представительству; в большом количестве случаев экспедитор действует как должник в обязательстве, вытекающем из договора транспортной экспедиции, а не как представитель клиента». (Витрянский В.В. «Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта». М., 2003. С.49, 53-54).

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды во всех случаях признают за налогоплательщиками право на применение ставки НДС 0% при оказании услуг, связанных с организацией и обеспечением международных перевозок.

Так, суды признают правомерность обложения услуг по экспедиции грузов по налоговой ставке 0%, поскольку ст. 164 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня работ, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых грузов. Об этом свидетельствуют Постановления ФАС Поволжского округа от 05.09.2006, от 01.09.2006; ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2006, от 18.03.2003; а также Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2004.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26.01.99 № 5056 / 98 прямо сказано, что экспедиционные услуги не являются посредническими (применительно к фактическим услугам, оказываемым экспедитором). В частности, услуги по подготовке транспортной документации, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, а также другие фактические действия, не относятся к посреднической деятельности и представляют собой разновидность деятельности по оказанию услуг.

Таким образом, договор транспортной экспедиции является самостоятельным договором.

О природе договора транспортной экспедиции рекомендуем ознакомиться в указанной работе В.В. Витрянского.

Что касается определения налогооблагаемой базы в деятельности экспедитора, то Налоговым кодексом РФ (Ст. 156) не предусмотрено определение налогооблагаемой базы по договору транспортной экспедиции, а статьей 801 ГК РФ установлено, что экспедитор оказывает услуги клиенту за вознаграждение. В этих условиях экспедитор обязан сам в договоре транспортной экспедиции установить порядок образования этого вознаграждения.

Существуют различные способы определения порядка образования вознаграждения экспедитора, которые необходимо предусматривать в договорах транспортной экспедиции для того, чтобы налоговые органы не искали вашу налогооблагаемую базу.

В том случае, если экспедитор устанавливает вознаграждение как процент от сумм провозных платежей, он направляет своему клиенту счета перевозчиков и на основании этих документов рассчитывает свое вознаграждение.

В том случае, если в договоре вознаграждение экспедитора определено как разница между суммой выплаченной клиентом экспедитору и суммой оплаченной экспедитором третьим лицам, экспедитор, согласовав и зафиксировав в договоре транспортной экспедиции общую стоимость работы экспедитора, которая должна быть оплачена клиентом, не ставит в известность клиента о своих расходах по этому договору. Все документы своих подрядчиков (перевозчиков, склады, агентов и др.) экспедитор оставляет у себя для подтверждения своих расходов при исполнении договора, что необходимо для налоговых органов. (Пример: экспедитор согласовал с клиентом общую стоимость услуг по договору в 1000 руб., расходы экспедитора составили 900 руб. - разница в 100 руб. составляет его налогооблагаемую базу).

Последние изменения в закон о НДС, принятые Федеральным законом № 309-ФЗ от 27.11.2010г. «О внесении изменений в главу 21 второй части налогового кодекса Российской Федерации», внесли в закон определение транспортно-экспедиторских услуг и перечислили некоторое количество этих услуг:

"2-1) услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

В целях настоящего подпункта к транспортно -экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно - финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора».

Это изменение в законе несколько обеспокоило экспедиторов, работающих на обслуживании грузов международной торговли, которые полагают, что внесение в закон о НДС ряда экспедиторских услуг, которые могут быть оказаны экспедитором, повлечет дополнительные трудности и ограничения в деятельности экспедитора, особенно при привлечении к исполнению договора транспортной экспедиции третьих лиц. С этими беспокойствами нельзя согласиться, поскольку внесение в закон ряда экспедиторских услуг в некоторой степени улучшили положение экспедитора и других участников транспортного процесса, определив ряд экспедиторских услуг и поставив экспедиторские компании в один ряд с перевозчиками при осуществлении международных перевозок грузов, а на основании ст. 805 ГК РФ экспедитор может выполнять свои обязательства по договору либо лично, либо с привлечением третьих лиц и такое привлечение третьих лиц к выполнению договора транспортной экспедиции никак не влияет на налогооблагаемую базу экспедитора.

От экспедиторов требуется точно и четко определять в договоре транспортной экспедиции порядок образования вознаграждения экспедитора, которое для налоговых органов и является налогооблагаемой базой.

 

Новостивсе новости
14 11.18
Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%
05 11.18
Россия изменила правила заполнения российских разрешений на осуществление международных автомобильных грузоперевозок
18 10.18
Россия и Латвия легко и щедро обменялись дозволами – дополнительными и предварительными. Любо-дорого смотреть 
04 10.18
Докатались: ответственных за нарушение весогабаритного контроля предлагают сменить.
01 10.18
Теперь точно «без нервов»: Крымский мост открыл движение для грузовых автомобилей 
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва