К вопросу взимания НДС с экспедиторских компаний
Рассматривая вопрос о налогообложении экспедиторских компаний, следует прежде всего понять природу договора транспортной экспедиции. Это связано с тем, что в настоящее время очень многие экспедиторские компании понимают договор транспортной экспедиции как договор оказания посреднических услуг.
Сам подход к деятельности экспедитора как посредника кардинально не верен. Договор транспортной экспедиции не относится к посредническим (или представительским) сделкам, а является самостоятельным договором в ряду иных договоров о возмездном оказании услуг.
Данная позиция отражена в авторитетной юридической литературе. Например, арбитр Высшего арбитражного суда В.В. Витрянский говорит, что «экспедиция не может быть отнесена к представительским сделкам, поскольку обязательства экспедитора включают в себя ряд пунктов, не имеющих никакого отношения к представительству; в большом количестве случаев экспедитор действует как должник в обязательстве, вытекающем из договора транспортной экспедиции, а не как представитель клиента». (Витрянский В.В. «Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта». М., 2003. С.49, 53-54).
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды во всех случаях признают за налогоплательщиками право на применение ставки НДС 0% при оказании услуг, связанных с организацией и обеспечением международных перевозок.
Так, суды признают правомерность обложения услуг по экспедиции грузов по налоговой ставке 0%, поскольку ст. 164 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня работ, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых грузов. Об этом свидетельствуют Постановления ФАС Поволжского округа от 05.09.2006, от 01.09.2006; ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2006, от 18.03.2003; а также Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2004.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26.01.99 № 5056 / 98 прямо сказано, что экспедиционные услуги не являются посредническими (применительно к фактическим услугам, оказываемым экспедитором). В частности, услуги по подготовке транспортной документации, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, а также другие фактические действия, не относятся к посреднической деятельности и представляют собой разновидность деятельности по оказанию услуг.
Таким образом, договор транспортной экспедиции является самостоятельным договором.
О природе договора транспортной экспедиции рекомендуем ознакомиться в указанной работе В.В. Витрянского.
Что касается определения налогооблагаемой базы в деятельности экспедитора, то Налоговым кодексом РФ (Ст. 156) не предусмотрено определение налогооблагаемой базы по договору транспортной экспедиции, а статьей 801 ГК РФ установлено, что экспедитор оказывает услуги клиенту за вознаграждение. В этих условиях экспедитор обязан сам в договоре транспортной экспедиции установить порядок образования этого вознаграждения.
Существуют различные способы определения порядка образования вознаграждения экспедитора, которые необходимо предусматривать в договорах транспортной экспедиции для того, чтобы налоговые органы не искали вашу налогооблагаемую базу.
В том случае, если экспедитор устанавливает вознаграждение как процент от сумм провозных платежей, он направляет своему клиенту счета перевозчиков и на основании этих документов рассчитывает свое вознаграждение.
В том случае, если в договоре вознаграждение экспедитора определено как разница между суммой выплаченной клиентом экспедитору и суммой оплаченной экспедитором третьим лицам, экспедитор, согласовав и зафиксировав в договоре транспортной экспедиции общую стоимость работы экспедитора, которая должна быть оплачена клиентом, не ставит в известность клиента о своих расходах по этому договору. Все документы своих подрядчиков (перевозчиков, склады, агентов и др.) экспедитор оставляет у себя для подтверждения своих расходов при исполнении договора, что необходимо для налоговых органов. (Пример: экспедитор согласовал с клиентом общую стоимость услуг по договору в 1000 руб., расходы экспедитора составили 900 руб. - разница в 100 руб. составляет его налогооблагаемую базу).
Последние изменения в закон о НДС, принятые Федеральным законом № 309-ФЗ от 27.11.2010г. «О внесении изменений в главу 21 второй части налогового кодекса Российской Федерации», внесли в закон определение транспортно-экспедиторских услуг и перечислили некоторое количество этих услуг:
"2-1) услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:
услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;
транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В целях настоящего подпункта к транспортно -экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно - финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора».
Это изменение в законе несколько обеспокоило экспедиторов, работающих на обслуживании грузов международной торговли, которые полагают, что внесение в закон о НДС ряда экспедиторских услуг, которые могут быть оказаны экспедитором, повлечет дополнительные трудности и ограничения в деятельности экспедитора, особенно при привлечении к исполнению договора транспортной экспедиции третьих лиц. С этими беспокойствами нельзя согласиться, поскольку внесение в закон ряда экспедиторских услуг в некоторой степени улучшили положение экспедитора и других участников транспортного процесса, определив ряд экспедиторских услуг и поставив экспедиторские компании в один ряд с перевозчиками при осуществлении международных перевозок грузов, а на основании ст. 805 ГК РФ экспедитор может выполнять свои обязательства по договору либо лично, либо с привлечением третьих лиц и такое привлечение третьих лиц к выполнению договора транспортной экспедиции никак не влияет на налогооблагаемую базу экспедитора.
От экспедиторов требуется точно и четко определять в договоре транспортной экспедиции порядок образования вознаграждения экспедитора, которое для налоговых органов и является налогооблагаемой базой.
|