К вопросу взимания НДС с экспедиторских компаний

Главная / Новости / К вопросу взимания НДС с экспедиторских компаний

Рассматривая вопрос о налогообложении экспедиторских компаний, следует прежде всего понять природу договора транспортной экспедиции. Это связано с тем, что в настоящее время очень многие экспедиторские компании понимают договор транспортной экспедиции как договор оказания посреднических услуг.

Сам подход к деятельности экспедитора как посредника кардинально не верен. Договор транспортной экспедиции не относится к посредническим (или представительским) сделкам, а является самостоятельным договором в ряду иных договоров о возмездном оказании услуг.

Данная позиция отражена в авторитетной юридической литературе. Например, арбитр Высшего арбитражного суда В.В. Витрянский говорит, что «экспедиция не может быть отнесена к представительским сделкам, поскольку обязательства экспедитора включают в себя ряд пунктов, не имеющих никакого отношения к представительству; в большом количестве случаев экспедитор действует как должник в обязательстве, вытекающем из договора транспортной экспедиции, а не как представитель клиента». (Витрянский В.В. «Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта». М., 2003. С.49, 53-54).

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды во всех случаях признают за налогоплательщиками право на применение ставки НДС 0% при оказании услуг, связанных с организацией и обеспечением международных перевозок.

Так, суды признают правомерность обложения услуг по экспедиции грузов по налоговой ставке 0%, поскольку ст. 164 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня работ, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых грузов. Об этом свидетельствуют Постановления ФАС Поволжского округа от 05.09.2006, от 01.09.2006; ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2006, от 18.03.2003; а также Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2004.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26.01.99 № 5056 / 98 прямо сказано, что экспедиционные услуги не являются посредническими (применительно к фактическим услугам, оказываемым экспедитором). В частности, услуги по подготовке транспортной документации, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, а также другие фактические действия, не относятся к посреднической деятельности и представляют собой разновидность деятельности по оказанию услуг.

Таким образом, договор транспортной экспедиции является самостоятельным договором.

О природе договора транспортной экспедиции рекомендуем ознакомиться в указанной работе В.В. Витрянского.

Что касается определения налогооблагаемой базы в деятельности экспедитора, то Налоговым кодексом РФ (Ст. 156) не предусмотрено определение налогооблагаемой базы по договору транспортной экспедиции, а статьей 801 ГК РФ установлено, что экспедитор оказывает услуги клиенту за вознаграждение. В этих условиях экспедитор обязан сам в договоре транспортной экспедиции установить порядок образования этого вознаграждения.

Существуют различные способы определения порядка образования вознаграждения экспедитора, которые необходимо предусматривать в договорах транспортной экспедиции для того, чтобы налоговые органы не искали вашу налогооблагаемую базу.

В том случае, если экспедитор устанавливает вознаграждение как процент от сумм провозных платежей, он направляет своему клиенту счета перевозчиков и на основании этих документов рассчитывает свое вознаграждение.

В том случае, если в договоре вознаграждение экспедитора определено как разница между суммой выплаченной клиентом экспедитору и суммой оплаченной экспедитором третьим лицам, экспедитор, согласовав и зафиксировав в договоре транспортной экспедиции общую стоимость работы экспедитора, которая должна быть оплачена клиентом, не ставит в известность клиента о своих расходах по этому договору. Все документы своих подрядчиков (перевозчиков, склады, агентов и др.) экспедитор оставляет у себя для подтверждения своих расходов при исполнении договора, что необходимо для налоговых органов. (Пример: экспедитор согласовал с клиентом общую стоимость услуг по договору в 1000 руб., расходы экспедитора составили 900 руб. - разница в 100 руб. составляет его налогооблагаемую базу).

Последние изменения в закон о НДС, принятые Федеральным законом № 309-ФЗ от 27.11.2010г. «О внесении изменений в главу 21 второй части налогового кодекса Российской Федерации», внесли в закон определение транспортно-экспедиторских услуг и перечислили некоторое количество этих услуг:

"2-1) услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

В целях настоящего подпункта к транспортно -экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно - финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора».

Это изменение в законе несколько обеспокоило экспедиторов, работающих на обслуживании грузов международной торговли, которые полагают, что внесение в закон о НДС ряда экспедиторских услуг, которые могут быть оказаны экспедитором, повлечет дополнительные трудности и ограничения в деятельности экспедитора, особенно при привлечении к исполнению договора транспортной экспедиции третьих лиц. С этими беспокойствами нельзя согласиться, поскольку внесение в закон ряда экспедиторских услуг в некоторой степени улучшили положение экспедитора и других участников транспортного процесса, определив ряд экспедиторских услуг и поставив экспедиторские компании в один ряд с перевозчиками при осуществлении международных перевозок грузов, а на основании ст. 805 ГК РФ экспедитор может выполнять свои обязательства по договору либо лично, либо с привлечением третьих лиц и такое привлечение третьих лиц к выполнению договора транспортной экспедиции никак не влияет на налогооблагаемую базу экспедитора.

От экспедиторов требуется точно и четко определять в договоре транспортной экспедиции порядок образования вознаграждения экспедитора, которое для налоговых органов и является налогооблагаемой базой.

 

Новостивсе новости
10 01.24
Несмотря на возобновление системы реэкспорт можно оформить не на все коды ТН ВЭД

 
09 01.24
Литовская таможня требует дополнительных деклараций
09 01.24
Иностранные фуры поставят в электронную очередь  
08 04.23
Ограничительные меры могут быть введены как против отдельных юр.лиц, так и государств

 
03 04.23
В январе и феврале 2023 года было выдано рекордное количество электронных подписей – более 2 млн

 
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва