К вопросу взимания НДС с экспедиторских компаний

Главная / Новости / К вопросу взимания НДС с экспедиторских компаний

Рассматривая вопрос о налогообложении экспедиторских компаний, следует прежде всего понять природу договора транспортной экспедиции. Это связано с тем, что в настоящее время очень многие экспедиторские компании понимают договор транспортной экспедиции как договор оказания посреднических услуг.

Сам подход к деятельности экспедитора как посредника кардинально не верен. Договор транспортной экспедиции не относится к посредническим (или представительским) сделкам, а является самостоятельным договором в ряду иных договоров о возмездном оказании услуг.

Данная позиция отражена в авторитетной юридической литературе. Например, арбитр Высшего арбитражного суда В.В. Витрянский говорит, что «экспедиция не может быть отнесена к представительским сделкам, поскольку обязательства экспедитора включают в себя ряд пунктов, не имеющих никакого отношения к представительству; в большом количестве случаев экспедитор действует как должник в обязательстве, вытекающем из договора транспортной экспедиции, а не как представитель клиента». (Витрянский В.В. «Договоры о транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта». М., 2003. С.49, 53-54).

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что суды во всех случаях признают за налогоплательщиками право на применение ставки НДС 0% при оказании услуг, связанных с организацией и обеспечением международных перевозок.

Так, суды признают правомерность обложения услуг по экспедиции грузов по налоговой ставке 0%, поскольку ст. 164 НК РФ не содержит исчерпывающего перечня работ, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых грузов. Об этом свидетельствуют Постановления ФАС Поволжского округа от 05.09.2006, от 01.09.2006; ФАС Северо-Западного округа от 10.07.2006, от 18.03.2003; а также Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2004.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 26.01.99 № 5056 / 98 прямо сказано, что экспедиционные услуги не являются посредническими (применительно к фактическим услугам, оказываемым экспедитором). В частности, услуги по подготовке транспортной документации, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, а также другие фактические действия, не относятся к посреднической деятельности и представляют собой разновидность деятельности по оказанию услуг.

Таким образом, договор транспортной экспедиции является самостоятельным договором.

О природе договора транспортной экспедиции рекомендуем ознакомиться в указанной работе В.В. Витрянского.

Что касается определения налогооблагаемой базы в деятельности экспедитора, то Налоговым кодексом РФ (Ст. 156) не предусмотрено определение налогооблагаемой базы по договору транспортной экспедиции, а статьей 801 ГК РФ установлено, что экспедитор оказывает услуги клиенту за вознаграждение. В этих условиях экспедитор обязан сам в договоре транспортной экспедиции установить порядок образования этого вознаграждения.

Существуют различные способы определения порядка образования вознаграждения экспедитора, которые необходимо предусматривать в договорах транспортной экспедиции для того, чтобы налоговые органы не искали вашу налогооблагаемую базу.

В том случае, если экспедитор устанавливает вознаграждение как процент от сумм провозных платежей, он направляет своему клиенту счета перевозчиков и на основании этих документов рассчитывает свое вознаграждение.

В том случае, если в договоре вознаграждение экспедитора определено как разница между суммой выплаченной клиентом экспедитору и суммой оплаченной экспедитором третьим лицам, экспедитор, согласовав и зафиксировав в договоре транспортной экспедиции общую стоимость работы экспедитора, которая должна быть оплачена клиентом, не ставит в известность клиента о своих расходах по этому договору. Все документы своих подрядчиков (перевозчиков, склады, агентов и др.) экспедитор оставляет у себя для подтверждения своих расходов при исполнении договора, что необходимо для налоговых органов. (Пример: экспедитор согласовал с клиентом общую стоимость услуг по договору в 1000 руб., расходы экспедитора составили 900 руб. - разница в 100 руб. составляет его налогооблагаемую базу).

Последние изменения в закон о НДС, принятые Федеральным законом № 309-ФЗ от 27.11.2010г. «О внесении изменений в главу 21 второй части налогового кодекса Российской Федерации», внесли в закон определение транспортно-экспедиторских услуг и перечислили некоторое количество этих услуг:

"2-1) услуг по международной перевозке товаров.

В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Положения настоящего подпункта распространяются также на следующие услуги, оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями:

услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок;

транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

В целях настоящего подпункта к транспортно -экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно - финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора».

Это изменение в законе несколько обеспокоило экспедиторов, работающих на обслуживании грузов международной торговли, которые полагают, что внесение в закон о НДС ряда экспедиторских услуг, которые могут быть оказаны экспедитором, повлечет дополнительные трудности и ограничения в деятельности экспедитора, особенно при привлечении к исполнению договора транспортной экспедиции третьих лиц. С этими беспокойствами нельзя согласиться, поскольку внесение в закон ряда экспедиторских услуг в некоторой степени улучшили положение экспедитора и других участников транспортного процесса, определив ряд экспедиторских услуг и поставив экспедиторские компании в один ряд с перевозчиками при осуществлении международных перевозок грузов, а на основании ст. 805 ГК РФ экспедитор может выполнять свои обязательства по договору либо лично, либо с привлечением третьих лиц и такое привлечение третьих лиц к выполнению договора транспортной экспедиции никак не влияет на налогооблагаемую базу экспедитора.

От экспедиторов требуется точно и четко определять в договоре транспортной экспедиции порядок образования вознаграждения экспедитора, которое для налоговых органов и является налогооблагаемой базой.

 

Новостивсе новости
27 11.17

Рынок грузоперевозок: накануне новогодних праздников у белорусов закончились польские "дозволы"

11 10.17

На польских ППК будут проводиться ремонтные работы

05 10.17

Объем грузоперевозок автотранспортом между Россией и Венгрией вырос на 15 %

01 09.17

Через три дня ФТС на большой дороге станет можно все.

24 08.17

Казахстан. В 2017 г. на участках трех автодорог внедрят систему взимания платы

Продлeвается срок действия льготного тарифа за проезд по дорогам РФ

 Министерство транспорта России сообщает, что министерством подготовлены проекты правовых актов, согласно которым, будет продлён срок действия льготного тарифа дорожного сбора (1,53 руб./ 1 км) за проезд по дорогам Российской Федерации.
Этот сбор взымается за проезд по федеральным дорогам России с грузовых транспортных средств, общая допустимая масса которых превышает 12 тонн. Льготный тариф должен был действовать до 1-го мая 2016 г.

 



GISMETEO: Погода по г.Москва