Автомобильные перевозки на таможенной территории Таможенного союза

Главная / Новости / Автомобильные перевозки на таможенной территории Таможенного союза

В конце лета или начале осени текущего года Россия может стать полноправным участником Всемирной торговой организации. Такое заявление сделал Максим Медведков, руководитель Департамента по торговым переговорам Министерства торговли и экономического развития России. М.Медведков выступил на конференции, которая состоялась в агентстве печати и массовых коммуникаций. Также в прошедшем мероприятие принимал участие и Мидхат Шагиахметов, министр экономики республики Татарстан

Как отмечают аналитики компании "Форекс-тренд", о протокол о присоединении Российской Федерации к ВТО уже подписан. Это состоялось в декабре прошлого года. Сейчас соответствующие документы должны пройти необходимую ратификацию в парламенте Российской Федерации. Согласно предварительным данным, документы будут переданы на рассмотрение в Правительство России уже в самом ближайшем времени.

После этого, в рамках существующих правительственных процедур, документы внесут на рассмотрение в Госдуму. Как отметил Максим Медведков, это должно произойти в ближайшие два месяца. По словам руководителя Департамента по торговым переговорам, если же документы ратифицируют в июле, то уже через месяц Российская Федерация станет полноправным участником ВТО.

Также Максим Медведков подчеркнул, что в России, так же как и в республике Татарстан, существуют неподтвержденные слухи о том, что вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию негативно отразится на экономике страны. Так, подобные слухи касаются сельхозпроизводителей, которые уже сейчас опасаются таких негативных последствий, как сокращение объема средств для сельского хозяйства и массового ввоза продукции из других стран. В этом случае, национальным производителям придется конкурировать с иностранными поставщиками. Максим Медведков, в свою очередь заверил, что это не так.

«Таможенные пошлины не будут снижаться ни на один базовый сельскохозяйственный товар. В это же время условия для ввоза птицы в страну станут намного жестче при ВТО, чем они есть на данный момент», - подчеркнул Медведков. Также эксперт отметил, что власти страны смогут тратить для поддержки сельского хозяйства в два раза больше средств, чем это происходит сейчас. Также, среди мифов о ВТО существует и такой, что российская сторона в ходе переговоров «совершенно забыла о существовании экономической зоны «Алабуга». Медведков рассказал, что каких-либо перемен в деятельности экономической зоны «Алабуга» не планируется. Всемирная торговая организация на этот аспект никак не повлияет, заверил руководитель Департамента торговых переговоров. Отмечено, что эта экономическая зона, также как и все остальные, продолжит работу. Отдельно добавлено, что ВТО намерена создавать более благоприятные условия для деятельности подобных экономических зон.

Напоминаем, что сейчас во Всемирную торговую организацию входит 153 страны. Ни одно из государств-участников пока не собирается покидать ВТО. В связи с такой статистикой эксперты отмечают, что подходит 153 государствам, не может быть плохо для России.

Также на конференции Мидхат Шагиахметов, министр экономики республики Татарстан, рассказал, что в регионе была создана специальная рабочая группа, которая анализирует документы о вступлении России в ВТО.

«Сейчас перед нами и нашими товаропроизводителями могут открыться широкие рынки. Однако, мы отдаем себе отчет в том, что для того, чтобы быть конкурентоспособными на таких рынках и получить свою нишу, нам потребуется высококачественный товар», - резюмировал Мидхат Шагиахметов. Также Мидхат Шагиахметов отметил, что та работа, которая сейчас проходит в республике, должна дать ожидаемый результат.

«Наши товары смогут отрыть для себя новый рынок», - подвел итог глава Министерства экономики Татарстана. Планируется, что в ближайшее время пройдет встреча представителей татарстанских компаний и предприятий с Максимом Медведковым. На совещании будут рассмотрены более детальные вопросы присоединения России к ВТО. Таким образом, все негативные последствия вступления России в торговую организацию будут исключены полностью.

Несколько слов о Таможенном союзе

 

Таможенный союз - форма торгово-экономической интеграции государств, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При торговле с третьими странами государства - участники ТС применяют Единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами. Об этом сказано в Договоре о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, подписанном в Душанбе 06.10.2007, который является базовым документом ТС. В данном Договоре участвуют Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан. Именно на территории данных стран образована единая таможенная территория Таможенного союза, деятельность на которой для всех участников внешнеэкономической деятельности имеет свои плюсы.

Например, для импортеров удобно, что иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов ТС и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение статуса "товары Таможенного союза", могут свободно обращаться на всей таможенной территории ТС. Такое же право имеют товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и признаваемые на указанную дату отечественными в государствах - членах ТС, что выгодно отечественным экспортерам товаров в страны ТС. Также введен Единый таможенный тариф, который является инструментом торговой политики Таможенного союза. Что касается перевозчиков и экспедиторов, для них предусмотрены упрощенная процедура прохождения таможенного контроля, а также ряд других послаблений таможенного и налогового характера.

К сведению. В рамках Таможенного союза пока унифицировано только таможенное законодательство, а иные виды законодательства (гражданское, банковское, налоговое) остаются национальными и применяются в части, не противоречащей международным договоренностям.

Обязанность грузоперевозчика уведомить таможенный орган

В общем случае прибытие товаров на таможенную территорию ТС осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу и во время работы таможенных органов в этих местах. Уведомление о прибытии товаров на таможенную территорию ТС возлагается на перевозчика - ему придется представить ряд документов таможенному органу. Отрадно, что внутри таможенного союза введен единый перечень уведомительных бумаг для таможенников. При перевозке автомобильным транспортом перевозчику нужно позаботиться о следующем:

а) документы:

  • на транспортное средство международной перевозки (регистрационные бумаги);
  • транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их;
  • имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой деятельности;

б) сведения:

  • о наименовании и адресе перевозчика товаров;
  • о наименовании страны отправления и страны назначения товаров;
  • о наименовании и адресе отправителя и получателя товаров;
  • о наименовании, а также кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
  • о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки;
  • о продавце и получателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами;
  • о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров;
  • о наличии товаров, ввоз которых на территорию ТС запрещен или ограничен;
  • о месте и дате составления международной товаротранспортной накладной;
  • о весе брутто товаров (в кг) либо объеме товаров (в куб. м), за исключением крупногабаритных грузов.

Если есть возможность, перечисленные документы и сведения могут быть представлены в электронном виде, главное, чтобы они составлялись или имели перевод на государственный язык государства - члена Таможенного союза, на территорию которого прибыли товары (груз).

К сведению. От имени транспортной компании документы могут быть представлены таможенным представителем либо иными лицами (например, экспедиторами), действующими по поручению перевозчика, если это допускается законодательством государств - членов ТС (п. 1 ст. 158 ТК ТС).

Чтобы ускорить процедуру таможенного досмотра, перевозчик, таможенный представитель либо иное заинтересованное лицо вправе представить таможенному органу предварительную информацию о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию ТС. Федеральным законом от 15.11.2010 N 304-ФЗ ратифицировано межгосударственное Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через границу ТС.

Принцип обложения НДС

Принципы взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе заложены в отдельном Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008. В нем описаны правила взимания косвенных налогов при экспорте, импорте товаров, а также есть отсылочная норма на Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг (ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 N 94-ФЗ). Этот документ дает более конкретные рекомендации по налогообложению перевозчикам и экспедиторам, занимающимся оказанием услуг в ТС.

К сведению. В целях обеспечения возможности налогоплательщиков ознакомиться с документами, относящимися к деятельности ТС, на интернет-сайте ФНС в рубрике "ФНС России" создана подрубрика "Таможенный союз", в ней в разделе "Международные договоры" размещены нормативные акты по реализации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 (Письмо ФНС России от 09.07.2010 N ШС-37-3/6330@).

Базовый принцип взимания косвенных налогов (в том числе НДС) состоит в следующем: налогообложение производится в государстве - члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг. Таким образом, налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - члена ТС, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

Как определить место реализации транспортных услуг?

Ответ есть в ст. 3 Порядка взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг: местом реализации работ, услуг признается территория государства - члена Таможенного союза, если они связаны непосредственно с движимым имуществом, транспортными средствами, находящимися на территории этого государства. Транспортные средства могут сначала находиться в одном государстве, затем в другом, и непросто сразу сказать, какое законодательство имеет приоритет в таком случае. Однако у российского перевозчика больше оснований считать местом реализации оказываемых услуг Российскую Федерацию и применять нормы отечественного налогового законодательства. Это подтверждают Письма Минфина России от 22.11.2010 N 03-07-08/320, от 13.11.2010 N 03-07-08/310, от 03.11.2010 N 03-07-08/306.

Местом реализации услуг по перевозке товаров, в том числе транспортом, оказываемых налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, признается территория этого государства. Таким образом, местом реализации услуг по перевозке транспортом товаров с территории РФ на территорию государств - членов ТС, оказываемых российскими перевозчиками, признается территория РФ, и такие услуги подлежат налогообложению по правилам российского законодательства о налогах и сборах. Аналогичный вывод финансовое ведомство делает в отношении услуг по организации перевозок товаров (Письмо от 10.11.2010 N 03-07-08/308). Местом реализации таких услуг по товарам, вывозимым с территории РФ на территорию государств - участников ТС или ввозимым в обратном направлении, признается территория РФ, и такие услуги облагаются НДС согласно нормам Налогового кодекса.

Нестандартная ситуация рассмотрена в Письме Минфина России от 15.11.2010 N 03-07-08/311. Перевозчик задал вопрос о применении НДС в отношении оказываемых российской организацией услуг по перевозке оборудования с территории третьих стран в Республику Казахстан через территорию РФ. Чиновники вначале указали, что услуги по перевозке товаров не предусмотрены в перечне услуг, которые облагаются исходя из места нахождения покупателя (заказчика). Из этого делается вывод, что местом реализации услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита (с 1 июля 2010 г. под процедуру таможенного транзита), оказанных российской организацией, является территория РФ. В связи с этим оказываемые отечественным перевозчиком услуги по транспортировке оборудования, ввозимого с территории третьих стран в Республику Казахстан через территорию РФ, облагаются НДС по ставкам, предусмотренным законодательством РФ.

Если все ситуации обобщить, можно сделать вывод: местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров в рамках Таможенного союза и за его пределы, оказываемых российскими организациями, признается территория РФ, и такие услуги облагаются НДС в соответствии с нормами российского налогового законодательства.

Какой ставкой воспользоваться перевозчикам?

В общем случае гл. 21 НК РФ предусмотрена нулевая ставка для международных грузо- и пассажирских перевозок (пп. 2 - 4 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для перевозок внутри Таможенного союза специальных норм в ст. 164 НК РФ не предусмотрено, что дает право предприятиям автомобильного транспорта воспользоваться ставкой 0% на общих условиях. Но чиновники не разделяют этот подход, высказывая сомнение в правомерности применения нулевой ставки в отношении грузоперевозок внутри Таможенного союза. В чем причина?

Обратимся к Письму Минфина России от 03.11.2010 N 03-07-08/306. В нем сказано, что ставка 0% предоставляется при наличии документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ, в том числе транспортных (товаросопроводительных) или иных документов с отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз товаров на территорию РФ). Налоговым кодексом не установлен перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по работам (услугам) по перевозке (транспортировке) товаров в рамках единой таможенной территории, в том числе в отношении товаров:

  • вывозимых с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза;
  • ввозимых на территорию РФ с территории такого государства;
  • перемещаемых через территорию РФ с территории государства - члена ТС на территорию другого государства - члена ТС, по которым таможенное оформление не производится, либо на территорию государства, не являющегося членом ТС.

В связи с этим к указанным работам (услугам), выполняемым российскими организациями, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ применяется ставка НДС в размере 18%.

Не спешите соглашаться с чиновниками, так как Законом N 309-ФЗ в гл. 21 НК РФ внесены изменения, устраняющие пробелы в Налоговом кодексе и приводящие его в соответствие с нормами таможенного законодательства.

Итак, во-первых, ранее в Налоговом кодексе, в отличие от Таможенного, вместо термина "таможенная процедура" применялся термин "таможенный режим". С вступлением в силу поправок налогоплательщик будет применять один термин - "таможенная процедура", что устранит разночтения.

Во-вторых, утрачивает силу пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. Им была предусмотрена экспортная ставка для услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров. Однако данные операции остались в списке льготных, так как взамен введен пп. 2.1 п. 1 ст. 164, в котором более детально расписано, какие транспортные услуги облагаются по нулевой ставке, а также разъясняется понятие международных перевозок для целей исчисления НДС. В частности, в этих целях международными признаются перевозки товаров транспортом при условии, что пункт отправления или назначения товаров расположен за пределами территории РФ. К международным перевозкам относится также ряд услуг, обложение которых осуществляется по одним и тем же правилам, в том числе транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

В-третьих, изменен перечень документов, которые требуются для подтверждения перевозчиком нулевой ставки. В частности, копии контракта налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание данных услуг будет недостаточно. В случае вывоза товаров с территории РФ на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров в РФ с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание этих услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами (с непосредственным экспортером или импортером).

Следующий документ - выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке. В отношении данного документа изменений практически нет. Осталось требование о представлении документа, подтверждающего право на незачисление валютной выручки, если оно имело место при оказании услуг на территории РФ. Положение о расчете наличными из НК РФ исключено, возможно, потому, что это частная норма, не обязательная при указании общей нормы о представлении документов при незачислении валютной выручки на банковские счета.

Нет таможенной декларации, но есть копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (ввоз на территорию РФ). При этом в рамках Таможенного союза установлен ряд особенностей для каждого вида транспорта. Приведем в таблице документы, подтверждающие применение нулевой ставки при перевозках автомобильным транспортом.

 

Виды перевозок, захватывающие
территорию Таможенного союза

Перечень документов, представляемых
для подтверждения нулевой ставки

Вывоз товаров автомобильным
транспортом за пределы таможенной
территории ТС, в том числе через
территорию государства - члена ТС

Копия транспортного,
товаросопроводительного и (или) иного
документа с отметкой российского
таможенного органа, подтверждающей
вывоз товара за пределы территории РФ

Ввоз товаров автомобильным
транспортом с территории
иностранного государства, не
являющегося членом ТС, в том числе
через территорию государства -
члена ТС

Копия транспортного,
товаросопроводительного и (или) иного
документа с отметкой российского
таможенного органа, подтверждающей
ввоз товара на территорию РФ

Вывоз товаров с территории РФ на
территорию государства - члена ТС
или ввоз на территорию РФ с
территории государства - члена ТС

Копии транспортных,
товаросопроводительных и (или) иных
документов с указанием места
разгрузки или погрузки (станции
назначения или отправления),
находящегося на территории другого
государства - члена ТС

 

 

Приведем еще ряд разъяснений финансового ведомства, касающихся применения налоговой ставки в различных ситуациях, связанных с международными перевозками.

Оказываемые российской организацией услуги по перевозке автомобильным транспортом экспортируемых и импортируемых товаров только по территории РФ подлежат налогообложению в традиционном порядке, по ставке в размере 18% - нулевая ставка НДС применяется в отношении международных грузоперевозок между пунктами, один из которых расположен на территории РФ, а другой - за пределами территории РФ (Письмо Минфина России от 15.10.2010 N 03-07-08/293).

Что касается осуществляемых российскими организациями услуг по перевозке (транспортировке) товаров, перемещаемых с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, через территорию РФ на территорию другого государства, не являющегося членом Таможенного союза, то указанные работы (услуги) подлежат обложению НДС по ставке в размере 0% (Письмо Минфина России от 03.11.2010 N 03-07-08/306). При этом перевозчику нужно позаботиться о надлежащем таможенном оформлении товаров в порядке, предусмотренном ТК ТС, и наличии на перевозочных документах соответствующих отметок таможенных органов РФ, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 15.11.2010 N 03-07-08/311: при транзитной перевозке товаров (помещенных под процедуру таможенного транзита) обложение НДС производится по нулевой ставке при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.

 

Какую ставку применить экспедиторам Таможенного союза?

 

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала определить, какие услуги относятся к транспортно-экспедиционным, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Закон N 309-ФЗ позволяет это сделать, такой перечень в целях налогообложения есть в новом пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся:

  • участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
  • оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов;
  • погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги;
  • подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств;
  • организация страхования грузов, платежно-финансовые услуги;
  • таможенное оформление грузов и транспортных средств;
  • разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
  • розыск груза после истечения срока доставки, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
  • обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.

Несмотря на то что перечень закрыт, в нем перечислены многие услуги, которые оказывают экспедиторы в международном сообщении, что дает право применять льготную ставку практически по всему спектру транспортно-экспедиционного обслуживания. Обратимся к Письму Минфина России от 29.11.2010 N 03-07-08/333. В нем говорится, что при оказании российской фирмой услуг по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке товаров, ввозимых на территорию РФ с территории иностранного государства, независимо от таможенных режимов, под которые такие товары помещаются, применяется нулевая ставка при условии представления документов, предусмотренных п. 4 ст. 165 НК РФ.

Но в другом разъяснении финансистов - Письме от 10.11.2010 N 03-07-08/308 - высказана совершенно противоположная точка зрения в отношении экспедиторских услуг, оказываемых на территории Таможенного союза. Перечень документов, подтверждающих правомерность применения нулевой ставки по услугам по организации перевозок товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государств - членов Таможенного союза или ввозимых в обратном направлении, по которым таможенное оформление не производится, Налоговым кодексом не предусмотрен. В связи с этим к таким услугам применяется ставка в размере 18%, а суммы налога, предъявленные при приобретении таких услуг, принимаются к вычету в общем порядке.

Вывод финансового ведомства не в пользу экспедиторов: вместо того, чтобы упростить правила налогообложения, чиновники, наоборот, их усложняют, ставя экспедиторов Таможенного союза в неравное положение по сравнению с коллегами по иным международным перевозкам. С учетом внесенных Законом N 309-ФЗ поправок вопрос о документальном подтверждении применения нулевой ставки может быть решен. Для экспедиторов не утвержден специальный перечень документов, поэтому они могут руководствоваться списком для перевозчиков, который рассмотрен выше. Экспедитор, собравший весь пакет документов, предусмотренный новым пп. 3 п. 3.1 ст. 165 НК РФ, вправе рассчитывать на применение нулевой ставки по НДС. Надеемся, скоро появятся разъяснения уполномоченных органов по вопросам применения поправок, внесенных Законом N 309-ФЗ, и у перевозчиков и экспедиторов Таможенного союза будет возможность убедиться в правомерности применяемого ими порядка налогообложения.

 

Несколько слов о прибыльном налогообложении

 

В отношении налога на прибыль в Таможенном союзе пока нет четкой политики, поэтому перевозчикам и экспедиторам следует исходить из норм соответствующих соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных ранее между государствами, входящими в Таможенный союз:

  • Конвенция между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан от 18.10.1996;
  • Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995.

Согласно первому документу доходы российского налогоплательщика от международных перевозок между Казахстаном и Россией не подлежат налогообложению в Республике Казахстан. При этом документ не связывает каким-либо образом освобождение от налогообложения в одном государстве с налогообложением в другом государстве. Даже если бы такие доходы освобождались от налогообложения в России, в Республике Казахстан они также не должны облагаться, если международный перевозчик является налоговым резидентом РФ (Письмо Минфина России от 04.07.2008 N 03-04-07-01/113). Аналогично, если доходы в РФ получает перевозчик из Казахстана, он не уплачивает налог в РФ, если сможет представить в налоговую инспекцию документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства (Письмо Минфина России от 09.07.2010 N 03-08-05).

Такой же порядок налогообложения действует в отношении перевозок между Россией и Республикой Беларусь. Российский перевозчик, оказывающий транспортные услуги белорусскому заказчику, с полученной прибыли уплачивает налог в РФ. Доходы же иностранной организации-перевозчика, являющейся резидентом Республики Беларусь, полученные ею в связи с осуществлением международной перевозки автомобильным транспортом в РФ, подлежат налогообложению в Республике Беларусь. При этом освобождение от налогообложения доходов белорусской компании-перевозчика от налогообложения у источника выплаты в РФ производится не автоматически, а при соблюдении определенных процедур, предусмотренных налоговым законодательством РФ. А именно: иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ заключила международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Это подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства согласно п. 1 ст. 312 НК РФ (Письмо УФНС по г. Москве от 15.07.2009 N 16-15/072638). Если документ не представлен, то российская организация вправе удержать налог с выплачиваемых иностранному партнеру доходов. Не исключено, что подобный порядок действует на территории Республики Беларусь, поэтому российскому перевозчику также следует позаботиться о документе, подтверждающем его постоянное местонахождение в РФ.

 

* * *

 

Итак, перевозки внутри Таможенного союза имеют свои плюсы и минусы, поэтому перевозчикам и экспедиторам стоит держать руку на пульсе и отслеживать все изменения и дополнения постоянно совершенствующегося законодательства таможенного союза.

Новостивсе новости
14 11.18
Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%
05 11.18
Россия изменила правила заполнения российских разрешений на осуществление международных автомобильных грузоперевозок
18 10.18
Россия и Латвия легко и щедро обменялись дозволами – дополнительными и предварительными. Любо-дорого смотреть 
04 10.18
Докатались: ответственных за нарушение весогабаритного контроля предлагают сменить.
01 10.18
Теперь точно «без нервов»: Крымский мост открыл движение для грузовых автомобилей 
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва