Таможня России не дает добро 04.04.2013

Насколько пропускная способность таможенных терминалов на границе с Финляндией соответствует потребностям грузоперевозчиков и есть ли необходимость в модернизации системы прохождения для большегрузных автомобилей рассказал заместитель руководителя филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков по Северо-Западному федеральному округу России Константин Шаршаков.

 

– Константин Михайлович, в каком состоянии находится рынок международных автоперевозок на сегодняшний день?

 

– Международные автоперевозки в настоящий момент составляют порядка 7% от общей доли перевозок. Исходя из проведенных нашей организацией расчетов, в начале нынешнего года по Северо-Западному региону идет небольшой прирост, в районе 2–2,5% к уровню начала 2011 года, а по сравнению с I кварталом 2012-го он достигает порядка 5%. Это, конечно, не те темпы роста, которые нам хотелось бы видеть.

 

– Как Вы оцениваете положение дел со временем, которое транспортные компании затрачивают на прохождение границы?

 

– Оно зависит от различных элементов, среди которых стоит выделить административное воздействие сотрудников Федеральной таможенной службы на грузоперевозчиков, структуру рыночных отношений и построение системы логистики. Например, в 2007 и 2008 годах через МАПП Торфяновка проходило до 800 единиц автомобилей в сутки. Сейчас въезд редко достигает цифры в 400 единиц, поскольку структура товара изменилась, а объем груза уменьшился. Например, в России открылось много сборочных производств – и автомобили перестали массово завозить из-за рубежа. Следовательно, на границе исчезли автомобилевозы, а их отсутствие существенно сократило очереди на таможенных терминалах.

 

– А что было в прошлом году?

 

– В 2012-м было всего два крупных эпизода существенных простоев при прохождении границы. Первый из них произошел в январе, когда не были расчищены снежные заносы и дорога стала практически непригодной для проезда. Второй случился в июле, во время перехода ФТС на электронную систему информирования, – в первые дни своей работы портал ведомства неоднократно давал сбои, что привело к простоям на таможне.

 

– Где сейчас наиболее острая ситуация?

 

– В ФТС отмечают, что самое длительное ожидание при выезде из России происходит на МАПП Торфяновка. Время выезда порожних машин сегодня составляет примерно 8–9 часов. Зачастую таможенники советуют ехать через пункты пропуска Брусничное и Светогорск, но, как показал подсчет маршрута следования, путь при этом увеличивается примерно на 300 км. Кто из грузовладельцев захочет оплачивать лишний километраж? Себестоимость простоя же намного меньше, чем себестоимость перевозки. Еще в конце 1980-х для увеличения пропускной способности существовали планы реконструкции таможенных постов на финском направлении. В 1995 году был реконструирован МАПП Торфяновка, чуть позже – МАПП Брусничное и еще позже, в начале 2000-х, был завершен МАПП Светогорск. После реконструкции пропускная способность всех трех терминалов несомненно возросла. Но реконструировались они по проектам, рассчитанным под интенсивность движения конца 1980-х – начала 1990-х годов. Сейчас она возросла троекратно, и терминалы сами по себе неизбежно требуют усовершенствования и реконструкции.

 

– То есть они уже не способны отвечать современным требованиям?

 

– Да, таможенные терминалы уже не в состоянии обеспечивать необходимую на сегодняшний день пропускную способность. Плюс к этому сейчас на них работает по два инспектора. Третий сотрудник значительно ускорил бы процесс прохождения границы.

 

– Почему так происходит?

 

– Сложно понять, по какой причине не могут трудоустроить еще одного работника. Видимо, по отношению к грузоперевозчикам применяется чисто административный ресурс. При этом инспекционно-досмотровый комплекс (рентген) изобрели не перевозчики, а таможенная служба, которая вместе с этим не обеспечила обслуживание данного оборудования необходимым количеством рабочих мест. Сопоставив все это, несложно понять, что раз имеющегося штата не хватает, то очереди образуются искусственным образом. При этом грузовики на внешней таможне проходят такой углубленный досмотр, который должен производиться на внутренних таможенных терминалах. Из этого следует, что первая ступень не доверяет второй и что между ними не существует средств передачи информации для идентификации груза. Вот они – технологии простоя фур!

 

– Что, на Ваш взгляд, необходимо делать для решения данной проблемы?

 

– Для сокращения простоев грузовиков на границе нужно совершенствовать систему таможенного администрирования. Кроме того, целесообразно обеспечить пункты пропуска достаточным кадровым составом и оснастить всеми необходимыми средствами технического и программного обеспечения.

Новостивсе новости
14 01.19
В Москве изменился график передвижения грузовиков
10 01.19
Если дизель «не угомонится», автоперевозчики за стоимость фрахта не отвечают 
20 12.18
В «Берестовице» и «Брузгах» будут сложности с пересечением границы из-за ремонта на польской стороне
18 12.18

ФТС не видит рисков для импорта алкоголя из-за дефицита акцизных марок

22 11.18
ФНС и ФТС нужно «перепроверять» стоимость экспортных товаров 
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва