Таможня и перевозчики: вчера и сегодня 31.01.2013

Перевозчикам и логистам, перевозящим грузы с Востока на Запад и с Запада на Восток, постоянно приходится общаться с таможенными работниками. У одних это получается лучше, у других хуже. Давайте постараемся взглянуть на то, с каким успехом представители транспортного сектора Литвы работали с таможней в минувшем году, какие были их основные ошибки и что стоит менять в этом процессе.

 

Электронное декларирование, основные ошибки

 

Пресс-секретарь таможни Литвы Гинтаре Виткаускайте выражает радость по поводу того, что в этом году перевозчики не испытывают особых проблем при использовании электронных услуг и 99% всех деклараций уже представляется в электронном виде.

 

Говоря об электронных услугах, представительница таможни советует бизнесменам пользоваться ими ещё активнее: «Не все умеют воспользоваться преимуществами электронного декларирования в тех случаях, когда к импортируемым или экспортируемым товарам применяются меры нетарифного регулирования, т.е. когда необходимо подавать такие бумажные документы, как лицензии или разрешения. Также сложности возникают и по той причине, что представители литовского бизнеса в основном пользуются одноразовыми гарантиями, которые необходимо подавать в бумажном виде каждый раз при декларации товаров. Таможня Литвы советует бизнесменов более активно пользоваться преимуществами общих гарантий. Общую гарантию можно однократно подать территориальной таможне, а их лимит контролируется автоматическими информационными системами. Хотелось бы видеть и большую инициативу самих бизнесменов, их стремление пользоваться общими, а не однократными гарантиями».

 

Г. Виткаускайте также обращает внимание на то, что самые частые ошибки при заполнении декларации касаются неправильного указания государственного номера транспортного средства, массы груза, количества перевозимых упаковок. Предприниматели должны помнить, что при декларировании товаров электронным способом у них есть возможность исправить данные декларации до момента представления товаром для таможенного контроля.

 

Несмотря на то, что требование подавать предварительные таможенные декларации в Литве и ЕС вступило в силу 1 января 2011 года, всё ещё случается так, что перевозчики не предоставляют этих данных таможне. «Импортёры и экспортёры товаров обязаны представлять таможне предварительные электронные декларации. Таможня, определив, что предварительная информация о ввозимых товарах отсутствует или подана с опозданием, требует от перевозчика её подать. За отсутствие или опоздание при подаче предварительной информации таможня может применить санкции, одна из которых – задержание товаров до представления предварительной информации и выполнения направленного на обеспечение безопасности анализа и оценки риска», – утверждает  Г. Виткаускайте.

 

Сертификаты AEO

 

Сертификатами AEO (уполномоченного экономического оператора) особенно довольны предприниматели, которые уже имеют данные привилегии. На сегодняшний день в Литве имеется 22 компании, имеющие сертификаты АЕО, однако этот документ до сих пор остаётся не очень популярным среди литовских бизнесменов. В прошлом году сертификат получила всего одна компания. Сами таможенники положительно оценивают такое сотрудничество: «Фирмы, имеющие сертификаты АЕО, являются надёжными таможенными партнёрами. Пока что проблем с ними не было, фирмы придерживаются принятых на себя обязательств».

 

Планируемые льготы для бизнеса

 

Г. Виткаускайте также рассказала и о планах таможни на будущее, которые должны облегчить сотрудничество части перевозчиков с таможней. В ближайшее время планируется ввести изменения, связанные с декларированием товаров. «Одно из наиболее перспективных планов работы – предоставить бизнесу дополнительную услугу, с помощью которой предприниматели смогут заполнять и представлять электронные декларации 27 часа в сутки 7 дней в неделю. Таким образом, декларацию смогут представить и предприниматели, пользующиеся общей гарантией. В таком случае, если товары не нужно будет проверять физически, все импортные декларации будут оформляться в электронном виде и предпринимателям не придётся ехать на таможенный пост, где оформляется декларация. Для начала планируется создать пробную модель такой услуги с целью выяснения спроса на неё».

 

2013 – год решения проблем?

 

В разговоре о проблемах на таможне зачастую на первое место выходят огромные очереди на границах с восточными соседями. Сама таможня уже неоднократно акцентировала внимание на том, что с радостью помогла бы литовским перевозчикам и открыла бы дополнительные посты для прохождения границы, а также построила бы терминал ожидания с электронными очередями хотя бы на таможенном посту «Мядининкай».

 

Роль таможни в этом процессе довольно проста. В принципе, таможня сделала уже всё, что могла. Теперь очередь за другими государственными органами. Дирекции пунктов пограничного контроля было доверено совместно с соответствующими государственными органами Беларуси подготовить общие проекты развития ПКП и обратиться за средствами европейских фондов для внедрения этих проектов, а также для обеспечения установки современных средств контроля движения на ПКП.

 

Проблем с белорусской стороны по этому вопросу возникнуть не должно. Соседи уже утвердили программу развития пограничной инфраструктуры на 2011-2015 гг.

 

Другая проблема, не дающая перевозчикам покоя – несовершенство электронных очередей и отсутствие терминала. Решение вопроса электронных очередей сдвинулось с места ещё в прошлом году. Обещается, что до конца этого года электронные очереди должны стать уже полностью функционирующими. Более детально об этом процесса нам рассказал руководитель Дирекции пунктов пограничного контроля Арнольдас Тваронавичюс, по утверждению которого, до конца этого года Дирекция завершит выполнение проекта введения электронных очередей. «Это значит, что перевозчик, желающий проехать границу, должен будет предварительно зарегистрировать своё место в системе. Таким образом, водителям не придётся физически стоять и ждать своей очереди», – говорит А. Тваронавичюс. Тем не менее, позднее он признался, что без специальной зоны отдыха, на которых перевозчики смогут ждать своей очереди, новая система не сможет полноценно функционировать.

 

Остаётся пожелать, чтобы все ответственные за эти проекты институции нашли общий язык, как между собой, так и с белорусскими коллегами и как можно быстрее решили эти проблемы. Возможно даже с помощью частного капитала. Если перевозчики смогут быстрее и успешнее пересекать границы, то они смогут заработать больше и соответственно заплатить больше налогов в государственный бюджет. Поэтому проигравших здесь быть не должно.

Новостивсе новости
22 11.18
ФНС и ФТС нужно «перепроверять» стоимость экспортных товаров 
14 11.18
Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%
05 11.18
Россия изменила правила заполнения российских разрешений на осуществление международных автомобильных грузоперевозок
18 10.18
Россия и Латвия легко и щедро обменялись дозволами – дополнительными и предварительными. Любо-дорого смотреть 
04 10.18
Докатались: ответственных за нарушение весогабаритного контроля предлагают сменить.
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва