Россия будет мощной транзитной державой 22.01.2013

Главная / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ 2013 ГОД / 1 КВАРТАЛ / Россия будет мощной транзитной державой 22.01.2013

Некоторые теоретики-скептики почему-то полагают, что «транзитной страны из России уже не выйдет». Один из них, экономист Владислав Иноземцев, обосновывая свой вывод, ссылается на имеющиеся у него данные о скоростях движения поездов по сети российских железных дорог. Дескать, «средняя скорость грузовых составов с учетом всех операций на станциях составила 247 км в сутки против более 1 тыс. км в КНР»

Но маршрутная скорость транзитных контейнерных поездов, курсирующих в сообщении между морскими портами и пограничными станциями Дальнего Востока и Забайкалья с передаточными пунктами на западной границе России, уже сейчас составляет от 850 до 1,3 тыс. км в сутки.

Некорректны также попытки расчета затрат и сроков окупаемости проекта привлечения транзитного грузопотока на сеть ОАО «РЖД». Отнесение затрат, необходимых для модернизации и развития инфраструктуры Транссиба и БАМа, в полном объеме на транзитный грузопоток в корне неправильно, так как усиление инфраструктуры указанных магистралей направлено в первую очередь на развитие производительных сил и промышленности Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока, затраты же на обеспечение перспективного транзитного грузопотока в общем объеме потребных инвестиций имеют незначительную долю.

Безусловно, реализация транзитного потенциала и привлечение на сеть российских железных дорог транзитного евро-азиатского грузопотока является достаточно сложной задачей — рынок евро-азиатских транзитных перевозок с точки зрения бизнеса является достаточно труднодоступным и высококонкурентным. Тем не менее решение поставленной задачи необходимо для страны с точки зрения геополитики, геостратегии и экономики.

Достаточно сказать, что объем взаимной торговли между Европой и Азией в 2011 году составил $1,2 трлн, или 195 млн т в физическом выражении, взаимный контейнерооборот — 20 млн ТЕU. При этом среднегодовые темпы его прироста оцениваются в 2–3%. Таким образом, суммарный перспективный грузооборот между странами Европы и Азии достигнет к 2020 году порядка 240 млн т в физическом и $1,8 трлн в стоимостном выражении.

Пока подавляющий объем грузов между Европой и Азией идет через Суэцкий канал. При этом морской маршрут, даже при существующих условиях, почти вдвое уступает сухопутному по скорости. Кроме того, он становится всё более опасным, требующим постоянного контроля военно-морскими силами.

Иными словами, российские железные дороги имеют вполне реальный шанс занять на евро-азиатском транспортном рынке вполне достойную нишу, связанную например, с перевозками дорогостоящих грузов, чувствительных к срокам доставки. Не случайно ОАО «РЖД» реализуется комплексная стратегическая программа действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года. Предусмотрено, в частности, поэтапное повышение маршрутных скоростей движения контейнерных поездов до 1500 км/сутки. Внесены предложения по стабилизации тарифов на международные перевозки крупнотоннажных контейнеров.

В рамках стратегического сотрудничества между ОАО «РЖД» и АО «НК «КТЖ» определены маршруты перевозок грузов из северо-западных и центральных провинций Китая в страны Европы, с паритетным распределением грузовой работы между железнодорожными администрациями наших стран. В 2012 году с участием российской, казахстанской, китайской и немецкой сторон зарегистрировано совместное предприятие, осуществляющее регулярные железнодорожные контейнерные перевозки по маршруту Чунцин (Китай) – Дуйсбург (Германия). Кроме того, ведется работа по созданию объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), оказывающей комплекс транспортных услуг на железных дорогах России, Казахстана и Белоруссии.

Однако для гарантированного привлечения евро-азиатского грузопотока на транспортные коммуникации России необходима поддержка на государственном уровне. Так, важную роль может сыграть отмена госрегулирования тарифов на транзитные перевозки крупнотоннажных контейнеров в целях создания равных условий конкуренции российской транспортной системы с другими перевозчиками. Кроме того, было бы целесообразно ограничить таможенный контроль транзитных контейнеров проверкой целостности средств идентификации и запорно-пломбировочных устройств и создать единый координационный орган, в целях согласованного взаимодействия различных видов транспорта и государственных контролирующих органов.

Наконец, принятие закона «О транзите», разработанного Ассоциацией российских экспедиторов, позволит сформировать новые возможности в части правового регулирования транзитных перевозок и значительно усилить и развить конкурентные преимущества транспортной системы России на мировом рынке.

В генеральной схеме развития железнодорожного транспорта па период до 2020 года предусматривается освоение транзитного грузопотока в объеме более 300 тыс. ТЕU, и это не только планы. Перечисленные конкретные мероприятия по решению этой задачи говорят о полной уверенности в достижении указанных показателей. В сочетании с другими видами транспорта создается мощный транзитный потенциал, который позволяет в ближайшей перспективе привлечь на отечественный транспортный комплекс транзитный грузопоток в объеме более 1 млн ТЕU. И нет никаких сомнений, что Россия в ближайшем будущем станет одной из мощных транзитных держав, обеспечивающей евро-азиатские транспортно-экономические связи.

Новостивсе новости
10 07.17

Псковская таможня взыскала 2,4 миллиона рублей за нарушение правил временного ввоза

05 07.17

Россия: изменения в порядке взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами массой свыше 12 тонн

18 06.17

Как в России «негабарит» перевозят.

13 06.17

Глава ФТС Владимир Булавин: «Ловить фуры с санкционными товарами по брянским лесам не очень продуктивно»


06 06.17

Вступил в силу запрет на работу без российских прав водителям-иностранцам

Продлeвается срок действия льготного тарифа за проезд по дорогам РФ

 Министерство транспорта России сообщает, что министерством подготовлены проекты правовых актов, согласно которым, будет продлён срок действия льготного тарифа дорожного сбора (1,53 руб./ 1 км) за проезд по дорогам Российской Федерации.
Этот сбор взымается за проезд по федеральным дорогам России с грузовых транспортных средств, общая допустимая масса которых превышает 12 тонн. Льготный тариф должен был действовать до 1-го мая 2016 г.

 



GISMETEO: Погода по г.Москва