Правовое положение таможенных представителей неустойчиво 08.04.2013

Главная / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ 2013 ГОД / 2 КВАРТАЛ / Правовое положение таможенных представителей неустойчиво 08.04.2013

Почему таможенный представитель может в любой момент лишиться права заниматься своим делом? Об этом и о других проблемах отечественной таможни рассказывает привлеченный эксперт ТПП РФ, юрист таможенного холдинга «Группа ТАРГО» Николай Зарубин

Минэкономразвития РФ, в рамках реализации программы Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования», разработало и внесло в правительство проект ФЗ «О внесении изменений в статью 61 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

По мнению участников рынка, изменения ст. 61, содержащей условия включения юридического лица в реестр таможенных представителей, назрели давно. Вопрос о необходимости этого неоднократно обсуждался представителями власти и деловых кругов.

О чем речь?

Все профессиональные участники рынка таможенных услуг хорошо знают, что самым сложным для соблюдения условием включения в реестр и сохранения в дальнейшем статуса представителя является отсутствие фактов неоднократного привлечения к ответственности за определенные виды нарушений таможенных правил в течение одного года.

Все дело в специфике деятельности таможенного представителя, которая зачастую не позволяет исключить возможность его привлечение к административной ответственности.

Приведем пример.

Так, одним из правонарушений является недостоверное декларирование или предоставление недостоверных сведений. Но таможенный представитель всегда предоставляет таможенному органу сведения, основываясь на информации, полученной от декларанта и, таким образом, они могут оказаться недостоверными исключительно по причине недобросовестности клиента таможенного представителя!

Кроме того, процесс совершения таможенных операций очень сложен, в нем участвует большое количество лиц, каждое из которых является источником определенной информации – производитель товара, поставщик, перевозчик, декларант. На этапе таможенного декларирования товара таможенный представитель обобщает данную информацию и на ее основе предоставляет определенные законом сведения таможенному органу. В ходе описанного процесса нередко возникают ошибки, которые в итоге могут привести к невольному заявлению таможенным представителем недостоверных сведений.

При этом, в соответствии с установленным действующим законодательством определением вины юридического лица, оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения законодательства, но им не были предприняты для этого все зависящие от него меры.

Исходя из данного определения и сложившейся правоприменительной практики представитель может быть привлечен к административной ответственности, даже если недостоверные сведения были заявлены им таможенному органу неумышленно.

Таким образом, действующая на сегодняшний день норма ст. 61 Закона о таможенном регулировании делает правовое положение таможенного представителя неустойчивым: в любой момент он может лишиться права заниматься своей деятельностью.

Что имеем?

Такая ситуация приводит прежде всего к завышению цен на услуги таможенных представителей: они стремятся максимизировать прибыль в краткосрочной перспективе, не будучи уверенными, что в будущем смогут продолжить свою деятельность.

Кроме того, исключение из реестра в случае привлечения к административной ответственности создает ситуацию, при которой нарушается основополагающий правовой принцип, сформулированный еще римскими юристами: nemodebеtbispunireprounodelicto (никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение). Получается, что таможенный представитель рискует быть наказанным в административном порядке (штрафа), а также - и одновременно – быть исключенным из реестра. Это, в сущности, можно расценить, как двойное наказание; при этом даже уплата административных штрафов за совершенные правонарушения не исключает возможности лишения права осуществлять деятельность таможенного представителя.

Наконец, нестабильность на рынке таможенных услуг не лучшим образом сказывается на их качестве и делает таможенного представителя в большой степени зависимым от таможенного органа.

 

Законопроект предусматривает внесение в ст. 61 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» изменений, в соответствии с которыми описанное выше условие будет отменено.

Что это даст?

Предлагается ввести в качестве условия получения и сохранения статуса таможенного представителя «отсутствие задолженности по уплате административных штрафов в сумме более 5% от общей суммы подлежащих уплате административных штрафов, назначенных юридическому лицу на основании вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 16.2, 16.3 КоАП России».

Данная формулировка, прежде всего, удачна тем, что устанавливает условие, выполнение которого зависит только от самого представителя. Представитель, как уже упоминалось, зачастую не может избежать привлечения к административной ответственности, однако недопущение задолженности по штрафам находится целиком и полностью в ведении организации, на которую такие штрафы наложены.

Устранение условия о необходимости отсутствия фактов привлечения к административной ответственности делает представителя независимым от возможных противоправных действий клиента, равно как и от невольно допущенных им ошибок, позволяет осуществлять долгосрочное планирование и разработку стратегии своего поведения на рынке таможенных услуг.

Позитивные последствия отмены рассмотренной в настоящей статье нормы права трудно переоценить. Уже сейчас, однако, можно прогнозировать, во-первых, рост уровня конкуренции на рынке таможенных услуг, во-вторых, повышение их качества и, в-третьих, повышение прозрачности данного рынка.

 

Новостивсе новости
10 07.24
ЕАЭС «подгонит» все дороги под одну гребенку  
20 06.24
В Забайкалье «прорубят новое окно» в Китай 
26 04.24
Литовская таможня требует дополнительных деклараций
25 04.24
Несмотря на возобновление системы реэкспорт можно оформить не на все коды ТН ВЭД

 
09 01.24
Иностранные фуры поставят в электронную очередь  
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва