ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

Главная / Нормативно-правовые документы / ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 15 сентября 2003 г.
Парций Я.Е., заслуженный юрист Российской Федерации

Федеральный закон

"О транспортно-экспедиционной деятельности"

от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ
(Принят Государственной Думой 11 июня 2003 года)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее - экспедиционные услуги).

Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).

2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Комментарий к статье 1

1. Принятие Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ (далее - Закон) обусловлено краткостью правового регулирования указанных отношений в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) и прямым указанием в ГК РФ о необходимости принятия такого Закона.

Основные положения договора транспортной экспедиции установлены гл. 41 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Как видно из приведенной нормы, договор транспортной экспедиции является возмездным договором по оказанию услуг клиенту (грузоотправителю, грузополучателю). От других сходных договоров по оказанию услуг данный договор отличается тем, что его правила распространяются лишь на услуги, связанные с перевозкой груза любым видом транспорта. П. 1 ст. 801 ГК РФ содержит указания на некоторые виды услуг, которые могут быть предметом данного договора: организация перевозки груза, заключение договора перевозки, обеспечение отправки и получения груза, получение требующихся для экспорта или импорта документов (включая таможенные), проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, хранение груза. Указанный перечень не является исчерпывающим, договором может быть предусмотрено оказание экспедитором клиенту и других услуг.

Согласно ст. 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При этом экспедитор в соответствии со ст. 403 ГК РФ не освобождается от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях (ст. 393, 401 ГК РФ).

На практике обязанности экспедитора нередко выполняются перевозчиком груза в рамках заключенного договора перевозки. В соответствии с п. 2 ст. 801 ГК РФ в отношении этих обязанностей должны применяться правила о договорах транспортной экспедиции.

Необходимо также обратить внимание, что среди услуг, перечисленных в п. 1 ст. 801 ГК РФ, имеются такие, которые охватываются правилами договоров поручения, комиссии, агентирования (например, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор, уплатить пошлины и др.). Поэтому в соответствующих случаях к этим отношениям могут субсидиарно применяться правила гл. 49, 51 и 52 ГК РФ.

Помимо определения предмета договора транспортной экспедиции ГК РФ: устанавливает его обязательную письменную форму (ст. 802); содержит отсылочную норму об ответственности экспедитора в соответствии с общими правилами об ответственности за нарушение обязательств (ст. 803); определяет документы и другую информацию, предоставляемые клиентом экспедитору (ст. 804); условия одностороннего отказа сторон от исполнения договора (ст. 806).

2. С учетом содержания гл. 41 ГК РФ, согласно ст. 1 Закона предметом его регулирования является определение порядка оказания транспортно-экспедиционных услуг.

Согласно Закону в число этих услуг входят:

  1. организация перевозки грузов любыми видами транспорта (авиационным, железнодорожным, морским, речным, автомобильным и их сочетаниями);
  2. оформление перевозочных документов;
  3. оформление документов для таможенных целей;
  4. оформление других документов, необходимых для осуществления перевозки грузов.

Перечень этих услуг в ГК РФ является более широким. Предметом договора могут быть услуги, упомянутые в ГК РФ и в Законе.

Совокупность указанных услуг именуется экспедиционными услугами.

Под грузом следует понимать вещи (имущество, товары, продукцию), находящиеся в собственности, владении или распоряжении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или физических лиц, использующих упомянутые вещи для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - граждане-потребители).

Закон устанавливает порядок оказания упомянутых услуг, а также некоторые условия договора транспортной экспедиции. Не упомянутые Законом условия могут также определяться другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ), принятыми в соответствии с ГК РФ.

Не предусмотренные упомянутыми актами условия договора транспортной экспедиции устанавливаются соглашением сторон - экспедитора и клиента. Клиентами могут быть как предприниматели, так и граждане-потребители.

Следует подчеркнуть, что установление каких-либо условий данного договора законодательством субъектов РФ или актами федеральных органов исполнительной власти Законом не предусмотрено.

К числу упомянутых федеральных законов, которыми уже установлены некоторые нормы в данной области, могут быть отнесены федеральные законы о техническом регулировании, о защите прав потребителей, транспортные уставы и кодексы.

3. Согласно п. 2 ст. 1 Закона его положения не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность в области почтовой связи (перевозка писем, посылок и других почтовых отправлений).

Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности

1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Комментарий к статье 2

В ст. 2 Закона предусматривается утверждение Правительством РФ Правил транспортно-экспедиционной деятельности и определено содержание этого документа:

  • перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
  • требования к качеству экспедиционных услуг;
  • порядок оказания экспедиционных услуг.

Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности является также предметом регулирования Закона (п. 1 ст. 1).

Таким образом, порядок оказания экспедиционных услуг должен определяться в соответствии с требованиями ГК РФ, Закона и утверждаемых Правительством РФ упомянутых Правил, а в части, касающейся граждан-потребителей, также соответствующими нормами Закона РФ "О защите прав потребителей". Как уже отмечалось, условия договора транспортной экспедиции могут устанавливаться в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.

Особое внимание вызывает установление в этих Правилах требований к качеству экспедиционных услуг. Исходя из упомянутого перечня и сущности данных услуг, требования к их качеству практически сводятся к выполнению или невыполнению (ненадлежащему выполнению) экспедитором принятых на себя по договору обязательств. Таким образом, специфика экспедиционных услуг не позволяет говорить о их качестве в обычном значении этого слова.

Кроме того, следует обратить внимание, что утверждаемые Правительством РФ нормативные правовые акты являются обязательными для исполнения. В данном случае это обстоятельство приводит к противоречию с Федеральным законом "О техническом регулировании", который не допускает установления на услуги обязательных требований к их качеству.

 

Глава 2. Права и обязанности экспедитора и клиента

Статья 3. Права экспедитора и клиента

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

6. Клиент имеет право:

выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Комментарий к статье 3

1. Пункт 1 комментируемой статьи (другие статьи гл. 2 Закона) исходит из прав клиента, определенных в п. 6 настоящей статьи, в частности, из его права выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, а также давать указания экспедитору в соответствии с условиями договора между ними.

Вместе с тем п. 1 предусматривает возможность отступления экспедитора от указаний клиента при наличии следующих условий:

  • это необходимо в интересах клиента;
  • экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие клиента на такое отступление;
  • экспедитор не смог по не зависящим от него обстоятельствам получить ответ на свой запрос в течение суток.

При наличии указанных обстоятельств экспедитор вправе принять самостоятельно необходимое решение. Возникшие в связи с этим необходимые дополнительные расходы должны быть возмещены клиентом.

Если полученные экспедитором указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору, а экспедитор по не зависящим от него причинам не имел возможности их уточнить, он действует исходя из интересов клиента. В случае спора доказывать указанный характер своих действий должен экспедитор.

2. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, он предусматривает случай, когда договором предусмотрено право экспедитора самостоятельно выбирать вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта или без согласования с клиентом изменять указанные условия, установленные договором.

В любом случае экспедитор обязан исходить из интересов клиента и незамедлительно уведомлять клиента о производственных изменениях.

При этом, очевидно, клиент вправе отменить решения экспедитора и дать соответствующие новые указания.

В отличие от п. 2, п. 1 ст. 3 Закона регулирует действия экспедитора, когда согласно договору он вправе отступать от указаний клиента с согласия последнего.

3. Пункт 3 ст. 3 Закона конкретизирует применительно к договору транспортной экспедиции общие нормы ГК РФ об обеспечении исполнения обязательств путем удержания находящегося в распоряжении кредитора имущества должника.

Согласно ст. 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.

Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом.

Правила настоящей статьи применяются, если договором не предусмотрено иное.

В соответствии со ст. 360 ГК РФ требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.

Обращение взыскания на удерживаемый груз осуществляется в соответствии с правилами ст. 349, 350 и других статей § 3 гл. 23 ГК РФ по решению суда.

Согласно Закону удержание возможно, только если это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Если сторонами этого договора являются предприниматели, то в сумму убытков экспедитора может быть включена и упущенная выгода.

Поскольку удержание имущества явилось следствием неисполнения клиентом договорных обязательств в части уплаты вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов, на клиента возлагаются затраты, связанные с удержанием имущества (например, на хранение), а также ответственность за его порчу в процессе удержания в связи с обстоятельствами, изложенными в данном пункте.

4. Пункт 4 ст. 3 Закона устанавливает условие начала выполнения экспедитором своих договорных обязательств. Применение этой нормы зависит от усмотрения экспедитора: таким условием является предоставление клиентом необходимых документов и информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иной необходимой информации. Перечень документов и содержание информации должно быть определено в договоре.

Согласно Закону, в случае если представленная информация является неполной, экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В противном случае экспедитор обязан приступить к выполнению своих обязанностей с учетом имеющейся информации и несет ответственность за возникший в связи с этим ущерб.

Пункт 4 ст. 3 Закона воспроизводит правила, установленные в ст. 804 ГК РФ. В п. 4 этой статьи содержится важное указание, что клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору вследствие нарушения обязанностей по представлению обусловленной информации.

5. Существенное развитие положений ст. 804 ГК РФ содержится в п. 5 ст. 3 Закона. Согласно этой норме экспедитор вправе (не обязан) проверять достоверность предоставленных клиентом документов и информации. В случае признания их недостоверности экспедитор вправе не приступать к выполнению договора.

 

Статья 4. Обязанности экспедитора

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Комментарий к статье 4

1. В п. 1 ст. 4 Закона еще раз подчеркивается главенствующая роль договора при определении обязанностей экспедитора.

В п. 2 этой статьи предусмотрена обязанность экспедитора в технически возможный срок уведомить клиента о произведенных отступлениях от указаний последнего, сделанных в соответствии с требованиями п. 1 ст. 3 Закона.

2. В отличие от п. 4 ст. 3 Закона, предусматривающего предоставление клиентом экспедитору информации, как условия начала выполнения последним своих обязанностей по договору, п. 3 ст. 4 Закона определяет состав информации, предоставляемой экспедитором гражданину потребителю, путем отсылки к законодательству РФ о защите прав потребителей.

Указанные виды информации различаются принципиально по их источникам, целям, содержанию и моменту предоставления.

Информация, предусмотренная в п. 4 ст. 3 Закона, предоставляется после заключения договора клиентом экспедитору и необходима для обеспечения возможности выполнения последним своих обязательств.

Информация, предусмотренная п. 3 ст. 4 Закона, предоставляется экспедитором до заключения договора и имеет целью обеспечить выбор клиентом исполнителя экспедиционных услуг.

Вопросам информации гражданина-потребителя в Законе РФ "О защите прав потребителей" посвящены ст. 8 - 12.

При применении указанных статей необходимо иметь в виду, что правила информирования граждан-потребителей регулируются в единых статьях этого Закона, независимо от вида договора, стороной которого они являются (купля-продажа, выполнение работ, оказание услуг). Однако содержание информации по упомянутым договорам имеет свои особенности, вытекающие из их специфики, которые необходимо учитывать.

Согласно ст. 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Закон о защите прав потребителей не раскрывает содержание понятия "необходимая информация", и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с этим Законом, является обязательной. Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами законодательства.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем эту лицензию.

В соответствии со ст. 23 и 54 ГК РФ Закон о защите прав потребителей предусматривает различный состав информации о юридических лицах и гражданах - индивидуальных предпринимателях.

Согласно ст. 49 ГК РФ перечень лицензируемых видов деятельности определяется законом.

В настоящее время действует Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, который не предусматривает лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности.

Наибольшее значение имеет информация о самой услуге, предусмотренная в ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей". Согласно этой статье исполнитель услуги обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 этой статьи информация об услугах в обязательном порядке должна содержать:

обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;

сведения об основных потребительских свойствах услуг;

цену и условия приобретения услуг;

правила и условия эффективного и безопасного использования услуг;

место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) исполнителя;

информацию об обязательном подтверждении соответствия услуг, указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

информацию о правилах оказания услуг;

указание на конкретное лицо, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера услуги.

При применении ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" необходимо иметь в виду, что некоторые положения этой статьи фактически утратили силу в связи с принятием Федерального закона "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2003 г.

Прежде всего следует отметить, что согласно этому Закону стандарты (национальные стандарты) вообще не устанавливают обязательные требования ни к каким объектам. Такие требования устанавливаются в новом виде документов - технических регламентах. Однако эти акты, принимаемые в законодательном порядке, не устанавливают обязательные требования к услугам как таковым. Такие требования устанавливаются к продукции и некоторым процессам, связанным с нею. В частности, к процессу перевозки продукции. Требования к услугам, в том числе и к экспедиционным услугам, могут устанавливаться в национальных стандартах, принимаемых национальным органом по стандартизации (Госстандартом России), и подлежат применению только на добровольной основе. Требования к услугам могут также приниматься стандартами соответствующих организаций в целях, предусмотренных Федеральным законом о техническом регулировании. Таким образом, с 1 июля 2003 г. обязанность предоставления исполнителем информации о стандартах, обязательным требованием которых должны соответствовать услуги, фактически утратила силу.

Соответственно, согласно Федеральному закону о техническом регулировании, обязательное подтверждение соответствия услуг каким-либо нормативным документам не предусмотрено. Допускается добровольное подтверждение соответствия услуг документам, предусмотренным этим Законом (национальные стандарты, стандарты организаций, системы добровольной сертификации, условия договоров). Таким образом, обязанность предоставления клиенту информации об обязательном подтверждении соответствия услуги также фактически утратила силу с 1 июля 2003 г. Остальная информация, предусмотренная ст. 10 Закона РФ о защите прав потребителей, должна предоставляться экспедитором клиенту в обязательном порядке.

За предоставление ненадлежащей информации гражданину-потребителю ст. 12 Закона о защите прав потребителей установлена ответственность его контрагентов по договорам.

Согласно этой статье, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

3. Важные обязанности экспедитора установлены в п. 4 ст. 4 Закона, который предусматривает выдачу клиенту документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции, а также передачу ему подлинников договоров, заключенных от имени клиента экспедитором.

Договор страхования груза может быть заключен экспедитором, только если это прямо предусмотрено договором транспортной экспедиции. Хотя это и не предусмотрено Законом, представляется, что договор страхования груза может быть заключен экспедитором и в том случае, если об этом специально указано в доверенности, выданной клиентом.

Перечень экспедиторских документов определяется Правительством РФ в соответствии со ст. 2 Закона.

 

Статья 5. Обязанности клиента

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Комментарий к статье 5

Правам экспедитора, предусмотренным в ст. 3 Закона, соответствуют обязанности клиента, установленные в его ст. 5.

Содержание информации, перечень представляемых клиентом документов и порядок их представления могут быть согласованы в договоре, если это не предусмотрено упомянутыми нормативными актами.

Перечень документов, необходимых для осуществления различных видов государственного контроля, определяется в соответствии с таможенным, санитарным, ветеринарным законодательством, законодательством о техническом регулировании, об осуществлении государственного контроля.

В комментариях к ст. 4 Закона сделан вывод о фактической утрате силы обязанности экспедитора представлять клиенту информацию о стандартах, обязательным требованиям которых должна соответствовать услуга, и обязательном подтверждении ее соответствия этим требованиям. В этой связи уместно заметить, что обязанности клиента по предоставлению аналогичной информации экспедитору в отношении самой перевозимой продукции в принципе сохраняются, если это необходимо для выполнения последним своих обязанностей по договору.

Разумеется, информация должна быть не об обязательных требованиях стандартов, а о требованиях технических регламентов и обязательном подтверждении соответствия продукции их требованиям.

 

Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента

Статья 6. Общие основания ответственности

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

2. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

3. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.

4. Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

5. В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.

Комментарий к статье 6

1. Глава 3 Закона регулирует ответственность сторон договора транспортной экспедиции за неисполнение предусмотренных им и Законом обязательств путем определения общегражданских оснований и размера ответственности за нарушение условий договора, а также устанавливает особенности ответственности сторон за некоторые конкретные нарушения.

Пункт 1 настоящей статьи, устанавливая общие основания ответственности экспедитора и клиента за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции, отсылает (как и ст. 803 ГК РФ) к гл. 25 ГК РФ, а также к Закону.

Нормы гл. 25 ГК РФ определяют виды ответственности (возмещение убытков, уплата неустойки) и условия их применения, включая основания ответственности.

2. Согласно п. 2 ст. 6 Закона, который воспроизводит абз. 2 ст. 803 ГК РФ, если нарушение экспедитором своих обязательств по договору транспортной экспедиции явилось следствием ненадлежащего исполнения перевозчиком договора перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется на основании правил, по которым перевозчик отвечает перед экспедитором, заключившим с ним договор перевозки от своего имени. Для применения изложенной нормы экспедитор должен доказать ненадлежащее исполнение перевозчиком своих обязательств по договору перевозки и причинную связь между этим нарушением и неисполнением экспедитором своих обязательств по договору транспортной экспедиции.

В противном случае экспедитор несет ответственность перед клиентом в соответствии с нормами ГК РФ, которые являются более удобными для клиента и более жесткими для экспедитора.

Правила ответственности перевозчиков определяются на основании норм ГК РФ, транспортных уставов и кодексов.

3. Пункт 3 ст. 6 Закона ограничивает ответственность экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств при оказании услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, суммой, эквивалентной 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности за нарушение срока исполнения обязательств, если клиентом является гражданин-потребитель (см. комментарий к п. 2 ст. 9).

Под расчетной единицей при международном сообщении понимается, согласно Закону, единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом (МВФ). Стоимость рубля в указанных единицах исчисляется по методу определения стоимости, применяемому МВФ на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, согласованную сторонами. Правила определения единицы специального права заимствования установлены статьями Соглашения МВФ, принятого 22 июля 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН, в частности в Дополнении В. Изложенные правила ограничения ответственности, а также правила, установленные в п. 2 ст. 7 Закона применяются при условии, если экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза возникли не вследствие его действий (бездействия), совершенных умышленно или по грубой неосторожности.

Иными словами, экспедитор должен доказать, что указанные последствия явились результатом действия непреодолимой силы, случая или что его неосторожность была легкой, а не грубой.

Если указанные обстоятельства экспедитором не будут доказаны, его ответственность не может быть ограничена в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 6 Закона.

4. В соответствии со ст. 310 и 806 ГК РФ Закон допускает односторонний (т.е. без предупреждения) отказ от исполнения договора транспортной экспедиции любой из сторон, не устанавливая каких-либо оснований для этого.

Согласно п. 3 ст. 450 ГК РФ в этом случае договор считается расторгнутым.

В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона отказавшаяся от исполнения сторона возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных ею затрат.

Правило об уплате штрафа отсутствует в ст. 453 ГК РФ, регулирующей данный вопрос.

 

Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Комментарий к статье 7

1. Ст. 7 Закона устанавливает основания и размер ответственности экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза. Ответственность выражается в возмещении клиенту реального ущерба, вызванного указанными причинами, а также упущенной выгоды.

Ответственность за сохранность груза экспедитор несет с момента его принятия до выдачи грузополучателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному получателем лицу (по доверенности).

Экспедитор освобождается от ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Таким образом, экспедитор освобождается от ответственности, если указанные последствия явились результатом действия непреодолимой силы или при отсутствии его вины. Бремя доказывания этих обстоятельств в соответствии с п. 1 и 2 ст. 401 ГК РФ возлагается на экспедитора. Указанное правило означает применение презумпции виновности нарушителя.

Несмотря на то что деятельность экспедитора является предпринимательской, правило об ответственности предпринимателей без их вины, предусмотренное п. 3 ст. 401 ГК РФ, в данном случае не применяется, поскольку Законом установлена ответственность экспедитора при доказанности его вины.

Размер ответственности установлен Законом дифференцированно, в зависимости от характера нарушения и условий принятия груза к перевозке.

Если груз принят экспедитором с объявленной ценностью, то:

  • - за его утрату или недостачу размер возмещения равен объявленной ценности (при полной утрате груза) или ее части (пропорциональной утраченной части);
  • - за повреждение (порчу) груза - сумме, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления груза - сумме объявленной ценности.
  • За нарушения в отношении груза, принятого к перевозке без объявленной ценности, ответственность определяется в следующих размерах:
  • - за утрату или недостачу груза - действительная, документально подтвержденная стоимость груза (его части);
  • - за повреждение (порчу) груза - сумма, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности его восстановления - полная документально подтвержденная стоимость груза.

Таким образом, Закон не предусматривает возможность ограничения размеров ответственности по указанным основаниям при перевозках в пределах РФ.

2. Согласно п. 2 ст. 7 Закона при перевозках в международном сообщении ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза имеет свои особенности. В этом случае ответственность ограничивается двумя расчетными единицами за килограмм общего веса груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор (например, перевозчиком).

В этой связи следует обратить внимание, что согласно п. 3 ст. 6 Закона, предусматривающего ограничения размера ответственности экспедитора за любое другое неисполнение или ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции при перевозке груза в международном сообщении, ограничение установлено в определенном количестве расчетных единиц за место или иную единицу отгрузки, а не за килограмм веса.

3. Согласно п. 3 ст. 7 Закона договором может быть предусмотрено, кроме возмещения реального ущерба, возвращение экспедитором клиенту полученного вознаграждения пропорционально стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. В соответствии с п. 4 ст. 7 при наличии вины экспедитора возмещается также упущенная выгода в полном объеме.

5. В соответствии с п. 5 ст. 7 при перевозке груза в международном сообщении упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере, установленном настоящим Законом (см. п. 3 ст. 6 и п. 2 ст. 7).

6. Действительная стоимость груза определяется, согласно п. 6 ст. 7 Закона, исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи или в счете продавца. При отсутствии цены - исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в месте, где груз подлежал выдаче согласно договору, в день добровольного удовлетворения требования или в день принятия решения суда, если требование добровольно не удовлетворено.

7. Согласно п. 7 ст. 7 Закона груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции. Если срок доставки договором не установлен, он определяется как разумный срок доставки, исчисляемый со дня приемки груза экспедитором для перевозки.

Груз, который был своевременно доставлен, но не выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, в связи с неуплатой вознаграждения экспедитору (п. 3 ст. 3 Закона) не считается утраченным, если экспедитор своевременно уведомил клиента об этом обстоятельстве.

В п. 7 ст. 7 Закона не раскрыто понятие своевременного уведомления. Представляется, что уведомление должно быть направлено в разумный срок после наступления срока уплаты вознаграждения, установленного договором.

 

Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза

1. В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.

2. В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.

Комментарий к статье 8

Закон придает уведомлениям различного рода значение решающих юридических фактов.

Кроме уведомлений, упомянутых в п. 7 ст. 7, в п. 1 ст. 8 Закона, предусмотрена обязанность получателя груза (его представителя) уведомить экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза с указанием общего характера недостачи или повреждения. Уведомление должно быть сделано во время выдачи груза, т.е. немедленно по обнаружении упомянутых обстоятельств.

Если уведомление не направлено, считается, что груз получен неповрежденным.

Однако это не лишает получателя груза (его представителя) доказывать обратное в установленном порядке.

Если утрата, недостача или повреждение груза не могли быть установлены при обычном приеме груза, уведомление об этом должно быть направлено экспедитору не позднее тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата его получения экспедитором. При этом, в случае спора, невозможность обнаружения недостатков при обычном способе приема груза должна доказываться его получателем (представителем).

 

Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции

1. Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

2. За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Комментарий к статье 9

1. Учитывая особую важность соблюдения срока исполнения обязательств по договорам об указании услуг, законодатель выделил вопрос об ответственности экспедитора за несоблюдение срока исполнения обязательств в отдельную статью.

При этом п. 1 комментируемой статьи определяет ответственность экспедитора перед клиентом-предпринимателем в виде возмещения убытков, а п. 2 - перед гражданином-потребителем, где кроме возмещения убытков предусматривается также уплата неустойки.

Возмещение убытков производится на общих основаниях, предусмотренных в гл. 25 ГК РФ, а в случае, предусмотренном п. 2 ст. 9, - с учетом положений ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей".

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона экспедитор освобождается от ответственности за просрочку исполнения по трем основаниям:

  • - если договором транспортной экспедиции предусмотрено иное;
  • - экспедитор доказал, что просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Таким образом, экспедитор несет ответственность, если просрочка произошла и при отсутствии его вины, в силу случайных обстоятельств.

Следует обратить внимание, что ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, согласно ст. 7 Закона, возможна только при доказанности его вины (см. п. 1 комментария к этой статье).

Особо следует остановиться на первом обстоятельстве, освобождающем от ответственности. Слова "если иное не предусмотрено указанным договором" нельзя рассматривать как возможность освобождения экспедитора от ответственности за просрочку в договорном порядке при согласии клиента. Это противоречило бы ст. 401 ГК РФ и п. 2 ст. 11 Закона. Упомянутые слова следует толковать только в смысле возможного установления в договоре повышенного размера ответственности в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона.

2. Пунктом 2 ст. 9 установлена специальная ответственность за просрочку исполнения экспедитором своих обязательств, если стороной договора является гражданин-потребитель. Экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (час) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы, причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки.

Экспедитор освобождается от ответственности в данном случае, если докажет, что просрочка произошла вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.

Следует обратить внимание, что п. 5 ст. 28 Закона РФ "О защите прав потребителей" устанавливает также трехпроцентный размер неустойки, но без ограничения суммы неустойки, установленного п. 2 ст. 9 Закона.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" иные федеральные законы, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей, должны приниматься в соответствии с его требованиями. На этом основании коллизия двух Законов должна быть решена в пользу специализированного Закона о защите прав потребителей. Необходимо также указать, что ст. 28 упомянутого Закона содержит ряд важных правил, определяющих права потребителя в случае нарушения исполнителем сроков выполнения услуги.

 

Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором

1. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.
В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов.

2. Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Комментарий к статье 10

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность клиента перед экспедитором за три нарушения договорных обязательств:

  • - за убытки, причиненные неисполнением обязанностей по представлению экспедитору информации, предусмотренной в ст. 5 Закона (абз. 1 п. 1 ст. 10);
  • - за необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях выполнения договора (абз. 2 п. 1 ст. 10);
  • - за несвоевременную уплату вознаграждения и понесенных экспедитором расходов (п. 2 ст. 10).

При применении ст. 10 Закона необходимо учитывать общие положения об ответственности, предусмотренные ст. 6 Закона и гл. 25 ГК РФ.

2. При применении ответственности за первое нарушение необходимо учитывать, что нарушением будет непредставление информации вообще, неполное ее представление, представление недостоверной информации либо несвоевременное ее представление. С другой стороны, клиент не должен нести ответственность за предоставление неполной информации, если экспедитор не выполнил своей обязанности запросить в этом случае необходимые дополнительные данные (п. 4 ст. 3 Закона).

Убытки могут выражаться как в виде понесенных расходов, так и в виде упущенной выгоды, если в результате этого нарушения выполнение договора стало невозможным.

3. Установление ответственности за второе нарушение требует от сторон детального отражения в договоре оснований и размеров расходов, производимых экспедитором и подлежащих возмещению клиентом. В случае спора об обоснованности расходов необходимо учитывать положения ст. 3, 4 и 5 Закона.

4. Ответственность клиента, предусмотренная п. 2 ст. 10 Закона, предполагает установление в договоре точных сроков и порядка выплаты вознаграждения и возмещения расходов, понесенных экспедитором.

5. В ст. 10 (и в п. 5 ст. 6) для обозначения характера ответственности сторон договора применяются термины "штраф" и "неустойка", что может создать впечатление о их различной правовой сущности.

Ст. 330 ГК РФ рассматривает указанные термины как равнозначные санкции гражданско-правового характера, применяемые за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, независимо от наличия убытков.

 

Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора

1. В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.

2. Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.

Комментарий к статье 11

1. Правило, установленное п. 1 комментируемой статьи, фактически исключает возможность повышения в договоре размера ответственности клиента по сравнению с установленной Законом.

Это касается как убытков, так и штрафа (неустойки).

2. Норма, предусмотренная в п. 2 ст. 11 Закона, отражает невозможность устранения ответственности или уменьшения ее размеров, установленных законом, путем соглашения сторон договора.

Представляется, что изложенное правило должно применяться и в отношении клиента.

Такие условия договора являются ничтожными. Данная норма согласуется с положениями п. 2 ст. 400 ГК РФ.

Ничтожность означает, согласно ст. 166 и 168 ГК РФ, недействительность таких условий с момента их установления, как противоречащих закону. В отличие от этого, сделки, являющиеся недействительными по другим основаниям, предусмотренным ГК РФ, признаются таковыми по решению суда (оспоримые сделки).

Если сделка (договор, условие) является ничтожной, то в суд может быть предъявлено требование о применении последствий ее недействительности. Общие положения о последствиях недействительности сделки установлены в ст. 167 ГК РФ.

Ст. 181 ГК РФ (п. 1) установлен специальный срок исковой давности для исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки - десять лет со дня начала ее исполнения.

 

Глава 4. Претензии и иски

Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору

1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.

3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.

4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии. Указанный срок исчисляется в отношении:

возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;

возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;

нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.

5. Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя об удовлетворении или отклонении претензии в течение тридцати дней со дня ее получения.

При частичном удовлетворении или отклонении экспедитором претензии к нему в уведомлении заявителю должны быть указаны основания принятого решения. В этом случае представленные вместе с претензией документы возвращаются заявителю.

6. Экспедитор вправе принять для рассмотрения претензию по истечении установленного настоящей статьей срока, если причина пропуска срока предъявления претензии будет признана им уважительной.

Комментарий к статье 12

1. Гл. 4 Закона, в том числе и ст. 12, регулирует вопросы претензий и исков, предъявляемых только экспедитору. Аналогичный подход предусмотрен и в ст. 11 Закона. Между тем Закон устанавливает обязанности не только экспедитора, но также и клиента, и соответственно ответственность последнего за их неисполнение.

Из этой ситуации можно сделать вывод, что в отношении клиента должны применяться общие положения гражданского и процессуального законодательства РФ, регулирующие вопросы претензий и исков. Согласно Закону в качестве клиента могут выступать предприниматели (организации и индивидуальные предприниматели) и граждане-потребители.

Споры между первыми подведомственны арбитражным судам, а споры с участием граждан-потребителей рассматриваются судами общей юрисдикции. Соответственно процессуальные вопросы регулируются Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК) и Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК).

Оба Кодекса устанавливают правило, что досудебный (претенциозный) порядок урегулирования споров применяется, только если это предусмотрено федеральным законом или договором (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ и п. 7 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ). Из этого следует, что предъявление претензий клиенту обязательно только в том случае, когда это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Представляется, что правило п. 1 ст. 12 Закона нарушает конституционный принцип равенства всех перед судом. Предъявление претензии экспедитору обязательно только в том случае, если клиентом является предприниматель. Гражданин-потребитель вправе обратиться сразу непосредственно в суд с иском к экспедитору.

2. Пункт 2 ст. 12 Закона конкретизирует общие правила АПК РФ и ГПК РФ о праве на предъявление экспедитору иска заинтересованными лицами, чьи права нарушены (ст. 3 ГПК РФ и ст. 4 АПК РФ).

Такими лицами указаны клиент (его представитель), получатель груза, указанный в договоре, страховщик, имеющий право суброгации.

Вопросы представительства в судах общей юрисдикции регулируются нормами гл. 5 ГПК РФ, в арбитражных судах - нормами гл. 6 АПК РФ.

Порядок заключения договора страхования груза определен в п. 5 ст. 4 Закона. Другие общие вопросы страхования имущества регулируются нормами гл. 48 ГК РФ.

Упомянутое в комментируемой норме право суброгации страховщика означает его право требовать от экспедитора, виновного в наступлении страхового случая (причинении убытков клиенту), возмещения сумм, выплаченных клиенту по договору страхования.

При этом в силу п. 2 ст. 965 ГК РФ страховщик должен соблюдать правила, регулирующие отношения между клиентом и экспедитором. Клиент обязан передать страховщику все необходимые документы, доказательства и иные сведения (п. 3 ст. 965 ГК РФ).

3. Пункт 3 ст. 12 устанавливает письменную форму для всех претензий к экспедитору и прилагаемые к ней документы, когда речь идет об утрате, недостаче или повреждении (порче) груза.

К претензиям, предъявляемым экспедитору по другим основаниям, а также предъявляемым к клиенту, должны прилагаться необходимые доказательства, подтверждающие заявленные требования.

4. Право на предъявление претензии по общему правилу возникает со дня, когда заинтересованное лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и интересов.

Пункт 4 ст. 12 устанавливает шестимесячный срок для предъявления претензий экспедитору. Срок для предъявления претензий клиенту, порядок его исчисления, а также срок рассмотрения может быть установлен договором, как и сама обязательность их предъявления.

Комментируемый пункт устанавливает порядок исчисления срока в зависимости от характера предъявляемых требований. Поэтому в договоре должны быть четко определены сроки, с которых начинается исчисление срока на предъявление претензии.

Закон не определяет последствия пропуска срока на предъявление претензий экспедитору. Не предусматривают каких-либо последствий в указанном случае ни ГПК РФ, ни АПК РФ. Для судов имеет значение лишь сам факт соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, если такой порядок предусмотрен для определенных отношений законом или договором.

В случае несоблюдения этого порядка исковое заявление возвращается истцу, который может вновь обратиться в суд после устранения данного нарушения.

Напротив, нарушение экспедитором срока рассмотрения претензии и уведомления заявителя о его результатах, установленных в п. 5 ст. 12, имеет важное юридическое значение. Неполучение уведомления в установленный срок является, наряду с отказом в удовлетворении претензии, основанием для предъявления иска.

 

Статья 13. Исковая давность

Для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Комментарий к статье 13

Для всех требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, установлен сокращенный срок исковой давности в один год со дня возникновения права на предъявление иска. Указанное право возникает с момента нарушения прав истца, установленных законом и договором, и получения отказа в удовлетворении претензии (неполучения уведомления в установленный срок), если соблюдение претензионного порядка является обязательным.

Правила применения исковой давности и последствия пропуска срока исковой давности определены нормами гл. 12 ГК РФ.

 

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. По обязательствам, связанным с оказанием экспедиционных услуг и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения настоящего Федерального закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его вступления в силу.

Комментарий к статье 14

Настоящий Федеральный закон официально опубликован в "Российской газете" за 3 июля 2003 г.

 

Президент Российской Федерации
В.В. Путин

Москва, Кремль
30 июня 2003 г.
N 87-ФЗ

Нормативно-правовые документы
Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ
ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМАХ ЭКСПЕДИТОРСКИХ ДОКУМЕНТОВ И ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
КОНВЕНЦИЯ О ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ (КДПГ)
Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)
ТАМОЖЕННАЯ КОНВЕНЦИЯ
Макет карнета А.Т.А
(Конвенция МДП)
Налоговая вакханалия
Перечень действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения по состоянию на 01.01.2009.

Новостивсе новости
10 07.24
ЕАЭС «подгонит» все дороги под одну гребенку  
20 06.24
В Забайкалье «прорубят новое окно» в Китай 
26 04.24
Литовская таможня требует дополнительных деклараций
25 04.24
Несмотря на возобновление системы реэкспорт можно оформить не на все коды ТН ВЭД

 
09 01.24
Иностранные фуры поставят в электронную очередь  
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва