Перевозка контрабанды может привести к конфискации тягача 15.09.2013

Главная / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ 2013 ГОД / 3 КВАРТАЛ / Перевозка контрабанды может привести к конфискации тягача 15.09.2013

Фиксируется немало случаев, когда по вине водителя, перевозившего контрабандный груз, задерживается или конфискуется не только принадлежащий фирме тягач, но и полуприцеп. Задержанное транспортное средство может простоять 2 месяца, а это приносит огромный ущерб всем, а особенно малым и средним компаниям, и даже создаёт риск банкротства.

 

Ассоциации начинают решать проблему

 

Данную проблему начали активно обсуждать ассоциации, представляющие интересы перевозчиков. В июне Литовская национальная конфедерация предпринимателей (ЛНКП) вместе с Ассоциацией мелких и средних перевозчиков обратились в Сейм с официальным письмом. В нём объяснялся смысл проблемы, и были представлены возможные решения этой проблемы. По утверждению представителей вышеназванных ассоциаций, одним из основных источников попадания контрабанды в Литву остаётся ввоз акцизных товаров водителями, работающими в логистических компаниях. Водители используют принадлежащие фирмам транспортные средства и прячут контрабанду в личных вещах. Тягач задерживается, а фирма за это время теряет оборотные средства в размере около 68 тыс. литов. Представители ассоциаций считают, что такие водители приходят работать на фирму с целью перевезти как можно больше контрабанды. Из-за этого бизнес терпит крах. «Пока не будут подготовлены изменения в закон, ничего хорошего не будет. Конфискация транспортного средства может довести фирму до банкротства. Это представляет особую опасность для тех фирм, которые приобрели автомобили в лизинг. Водитель, совершивший преступление, получает штраф в размере 5 тыс. литов, а фирма теряет 100 тыс. литов», – удивляется Нийоле Уинскене, руководитель ЛНКП.

 

Литовская национальная ассоциация перевозчиков «Linava» также принялась за решение данной проблемы. Вице-президент ассоциации Мечиславас Атрошкявичюс отмечает, что конфискация транспортных средств является болезненной для всех фирм, а особенно для мелких и средних. «Linava» добивается, чтобы служащие таможни не наказывали перевозчиков так строго. «На состоявшейся в июне встрече с представителями Таможенного департамента, мы отмечали, что ответственность несёт не лицо, которое реально совершила преступление. Работники таможни арестовывают машины и трактуют их как орудие перевозки контрабанды. Они основываются на положении Административного кодекса, которое разрешает назначение дополнительной меры наказания – ареста транспортного средства. Мы попросили руководителей таможни реагировать на это более снисходительно, так как они могут не назначать этой меры. Ведь мы, руководители компаний, не можем влиять на эти процессы (когда водитель перевозит контрабанду – прим. авт.). А водитель сегодня работает в одной фирме, завтра – в другой. Мы планируем подготовить изменения в закон, которые освободят владельцев транспортных компаний от такого наказания, а ответственность будет нести сам водитель», – говорит М. Атрошкявичюс.

 

После встречи с представителями «Linavа» представители Таможенного департамента решили проанализировать опыт последнего года, все дела, связанные с перевозкой контрабанды водителями и подготовить соответствующие рекомендации для служащих территориальных таможен.

 

Сегодня Юридический отдел Таможенного департамента анализирует практику, применяемую территориальными таможнями, при составлении протоколов об административных правонарушениях за совершённые перевозчиками правонарушения, а также судебную практику. После завершения анализа и подведения итогов применения правовых актов в этой сфере, служащим территориальных таможен будут представлены соответствующие рекомендации.

 

Изменения кодекса – выгодны

 

Помощник адвокатской конторы Миндаугаса Шимкунаса Шарунас Сюдикас подчёркивает, что есть необходимость обсудить вопрос внесения изменений в кодекс об административных правонарушениях (КОАП). Например, уголовный кодекс (УК) ясно регламентирует, в каких случаях автомобиль конфискуется. В это время КОАП имеет ряд пробелов, которые приходится заполнять судам. Более чёткая юридическая регламентация внесла бы ясность в судебный процесс, установила бы границы. «Пока всё основывается лишь на судебной практике, всегда существует риск, что суд посчитает сумму контрабанды очень большой, что создаст основание для применения конфискации», – говорит Ш. Сюдикас.

 

Решение, будет ли конфисковано транспортно средство, перевозившее контрабанду, принимает лишь суд. Хотя как показывает практика, конфискация автомобилей происходит не очень часто, однако в тех случаях, когда транспорт задерживается и арестовывается, фирмы несут огромные убытки.

 

ЛНКП вместе с Ассоциацией мелких и средних перевозчиков предлагает задерживать перевозящих контрабанду водителей, ликвидировать их рабочую визу прямо на контрольных пунктах и не выдавать новой в течение 5 лет. А транспортные средства компаний, в которых водитель перевозил контрабанду, не задерживать на срок более 3 суток.

 

«Linava» инициировала ещё один проект. Уже идёт создание Базы данных литовских водителей, где каждый перевозчик сможет узнать о репутации конкретного водителя.

 

Как перевозчику защититься от нечестных водителей?

 

Помощник адвоката Ш. Сюдикас говорит, что перевозчикам помогло бы подписание договоров о полной материальной ответственности работника. Он советует под подпись информировать работников о санкциях за контрабандную и другую законом запрещённую деятельность, приносящую убытки работодателю: «Так работодатель сможет защититься от оправданий водителя, что он якобы не знал о возможных последствиях. Можно предположить, что почти все работники знают об административной или уголовной ответственности за перевозку контрабанды. Однако мало кто знает о том, что из-за этого работник также может нести административную ответственность перед работодателем. Так у работодателя было бы доказательство, что работник знал, что ему грозит за перевозку контрабанды и что он будет обязан возместить работодателю убытки за конфискованное транспортное средство. Это доказывало бы, что перевозивший контрабанду работник действовал осознанно и именно его умышленное действие вызвало ущерб, понесённый работодателем».

 

Однако даже это не гарантирует абсолютной защиты интересов работодателя. Даже если транспортное средство будет конфисковано, а суд обяжет работника выплатить работодателю возмещение за убытки, может оказаться, что у работника нет дорогостоящего имущества, а его заработок – минимальный.

 

Судебная практика меняется в пользу предпринимателей

 

Сегодня можно заметить тенденцию того, что конфискация принадлежащих работодателям транспортных средств, в которых работник перевозил контрабанду, происходит довольно редко.

 

Почти год назад суды, рассматривающие дела о перевозке контрабанды в административном порядке, ещё придерживались практикой, некогда сформированной Литовским верховным административным судом (ЛВАС). Тогда ответственность за перевозку работником контрабанды ложилась на плечи работодателя. Конфискация начала применяться за впервые совершённое нарушение и за перевозку контрабанды не в тайниках и пространствах транспортного средства, не предназначенных для таких целей.

 

Правда, новейшая практика показывает, что столь строгая практика ЛВАС меняется в пользу компаний. В последнее полугодие окружные суды нередко принимали решение об отсутствии оснований для конфискации транспортного средства при перевозке в нём контрабанды.

 

Изменение практики объясняется тем, что КОАП, устанавливающий санкции за административные правонарушения, не достаточно полно (по сравнению с УК) регламентирует правила применения меры конфискации.

 

Например, УК не только предусматривает ответственность за перевозку контрабанды, но и детально регламентирует, каким образом применяется данная мера за подобное преступное действие. Если не установлено, что владелец имущества передал имущество для выполнения преступной деятельности или что он должен был или мог знать, что принадлежащее ему имущество будет использоваться для преступной деятельности, то конфискация этого имущества не применяется, однако суд может взыскать с виновника сумму равную стоимости имущества. Таким образом, обеспечивается неприкосновенность имущества третьих лиц, защита законных интересов и прав, а также гарантии неприкосновенности имущества.

 

Проанализировав, как административная ответственность применяется в отношении менее опасных, чем преступления, нарушений, суды делают вывод, что конфискация, будучи связанной с ограничением прав третьих лиц, должна применяться с особой ответственностью и не нарушая принципов разума и правосудия.

 

«Главное, чтобы суд смог оценить обстоятельства дела и выяснить, связана ли фирма с нарушением и знала ли она об этом. Если такая связь не установлена, считается, что нет основания для конфискации транспортного средства, принадлежащего третьему лицу, т.е. работодателю. Стоит отметить, что работодателю довольно сложно взыскать с виновного лица крупную сумму прямых убытков, и, вероятно, что по объективным причинам ещё сложнее будет взыскать большую сумму косвенных убытков», – говорит Ш. Сюдикас.

 

Находчивости контрабандистов – нет границ

 

Выполняя таможенные проверки, работники таможни Литовской Республики определяют тип нарушения процедуры грузоперевозки и стоимость перевозимых товаров, выписывают протокол об административном правонарушении, задерживают товар, возбуждают досудебное следствие или предпринимают иные шаги. За период с января до июля 2013 г. было установлено 6460 нарушений.

 

Нарушители пытаются спрятать сигареты в различных пространствах транспортного средства – в полостях под государственными номерами, в системах воздушных фильтров, под сиденьями, в газовых баллонах. Те, кто перевозит крупные грузы, прячут контрабанду в грузах и под ними: в керамзитных блоках, на полках и в специально оборудованных тайниках. Тем не менее, таможенники имеют в своём распоряжении различную современную проверочную технику, системы рентгеновского контроля, которые без проблем находят даже самые искусно спрятанные контрабандные товары.

 

Остаётся надеяться, что Сейм и Правительство Литвы обратят внимание на просьбы и предложения перевозчиков насчёт внесения изменений в КОАП. А Таможенный департамент проанализирует данные прошлого года и представит работникам территориальных таможен выгодные для перевозчиков рекомендации.

Новостивсе новости
22 11.18
ФНС и ФТС нужно «перепроверять» стоимость экспортных товаров 
14 11.18
Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%
05 11.18
Россия изменила правила заполнения российских разрешений на осуществление международных автомобильных грузоперевозок
18 10.18
Россия и Латвия легко и щедро обменялись дозволами – дополнительными и предварительными. Любо-дорого смотреть 
04 10.18
Докатались: ответственных за нарушение весогабаритного контроля предлагают сменить.
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва