Новый порядок снова перенесли 05.10.2013

Решение Федеральной таможенной службы России требовать дополнительные национальные гарантии вызвало международный скандал. Перевозчики и импортеры ломают голову над тем, как дальше будут осуществляться перевозки, а национальные ассоциации перевозчиков добиваются отмены принятого решения. До последнего момента оставалась надежда, что эта пороховая бочка не взорвется и решение будет отменено. Только в пятницу была получена официальная информация о том, что порядок все же снова переносится.

 

Новый порядок

 

Обещалось, что с 14 сентября 2013 г. фактически ввоз товаров будет разрешен только при условии предоставления перевозчиком дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей. Фуры, приехавшие на границу лишь с книжкой МДП, не смогли бы пересечь российскую границу.

 

Уже на прошлой неделе таможня Литвы советовала подготовиться к тому, что при перевозке товаров в Россию под процедурой таможенного контроля с применением книжек МДП у перевозчиков могут потребовать дополнительную гарантию.

 

Перевозчики уже начали пользоваться новой процедурой. Директор Научного учебно-консультационного центра транспорта и логистики Владимир Звонарев говорит, что система дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей уже работает. По его словам, грузы уже перевозятся по этой процедуре. «Знакомый перевозчик еще раньше перевозил грузы по этой процедуре. Хочу обратить внимание всех перевозчиков, что поручительство оформлял сам получатель груза. Продумывать логистическую цепочку – дело грузополучателя. Перевозчика волновало только одно: как ситуация сложится с TIR системой на территории Евросоюза. Интересовало не будет ли дешевле стоить транзитная декларация по форме Т1, Т2», – говорит он.

 

Рекомендации для перевозчиков

 

Ассоциации перевозчиков считают, что решение ФТС России нарушает ряд норм международного и национального законодательства, в частности, положений Конвенции МДП 1975 г., Таможенного кодекса Таможенного союза и других нормативных правовых актов. Поэтому Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ) подготовил специальные рекомендации для перевозчиков, в случае, если таможенные органы откажутся оформлять книжки МДП в связи непредставлением дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей.

 

В рекомендациях подчеркивается, что предоставление дополнительного обеспечения в добровольном порядке будет означать добровольный отказ от применения процедуры МДП. Рекомендуется фиксировать факт отказа в оформлении процедуры МДП.

 

В случае если должностное лицо таможенного органа не выдает перевозчику письменный отказ в выпуске товаров в соответствии с процедурой МДП, рекомендуется, чтобы водитель подал вышестоящему должностному лицу этого таможенного органа заявление об отказе в оформлении процедуры МДП. С более подробными рекомендациями, вы можете ознакомиться здесь.

 

Ещё один совет – ехать через Беларусь. Вице-президент ассоциации «Linava» Мечиславас Атрошкявичюс отметил, что белорусская сторона не оказывает никакой поддержки новому порядку. По его словам, на территории этой страны у россиян нет возможности контролировать ситуацию.

 

Помогут ли рекомендации?

 

Не все перевозчики верят, что рекомендации помогут.

 

«Таможня ведёт себя очень хитро. Они просят, чтобы водитель заполнил заявление. В конце концов, всё выглядит так, словно сам водитель попросил полной проверки, разгрузки или же завершения процедуры МДП и перевозки под конвоем. Всё должно быть наоборот. Нужно требовать объяснения, почему при наличии книжки МДП требуется ещё какой-то дополнительной гарантии»

 

Он также считает, кто никто не захочет ездить без книжки МДП, так как это самый дешёвый способ перевозок. «При проезде без МДП тягач прибывает на границу не запломбированный. При проезде с Т1 пломбировка возможна, но не обязательна. Однако что делать, если, скажем, латвийские таможенники снимут пломбу и проверят тягач? Таможенник ведь не будет обратно ставить пломбы. Т1 будет закрыта и придётся ехать через Россию, но в таком случае не будет таможенного документа. CMR – это не таможенный документ, в нём нет номера пломбы. Поэтому на въезде в Россию сразу будет ждать полная проверка», – рассказывает он.

 

В. Звонарев говорит, что те перевозчики, которые собираются следовать рекомендациям, сделают глупость. «Вас могут выдворить на территорию ЕС, а водителей лишат возможности получить визы, бизнес в ту сторону будет закрыт. Вы должны понимать, сколько потом может быть проблем. Думаю лучше не экспериментировать». По его словам, водителя практически бросают под пулемет: « Водитель должен что-то доказывать и идти на конфликт. На собрании, которое проводила таможня, один из перевозчиков упомянул об этом возможном сценарии. В ответ на это, представитель Федеральной службы безопасности сказал, что коллапса на границе не допустят. Порядок на государственной границе все равно будет наведен. На территории России установлены правила и все, кто въезжают на территорию данного государства, должны будут соблюдать их условия».

 

Порядок пугает не всех

 

Далеко не всех перевозчиков пугают новые требования.

 

Ответственный секретарь ассоциации мелких и средних перевозчиков Сигитас Жилюс говорит, что конкуренция имеет свои преимущества, однако она не должна ухудшать существующие условия работы.

 

Он утверждает, что новая система совершенно невыгодна для литовских перевозчиков, однако он отмечает и преимущества системы: «Новый порядок может быть выгоден для мелких компаний, которые не пользуются системой МДП через другие фирмы. Это позволит им стать независимыми от более крупных компаний. Не придётся пользоваться именем другой фирмы. Однако система МДП является старой и надёжной: государственные органы признают её, таможня доверяет, перевозчики довольны».

 

С. Жилюс выделяет именно мелкие предприятия перевозчиков, которым система, возможно, принесёт пользу, однако в этом невозможно быть полностью уверенным, особенно учитывая непредсказуемость России.

 

«До сих пор не существовало приемлемых для мелкого бизнеса гарантийных систем. Не могу утверждать, что новая система будет удобной и надёжной. Плохо то, что новая система будет односторонней. Это может быть использовано для достижения политических целей. Если Россия будет вести себя доброжелательно и демократично, возможно, и предложит выбор из нескольких гарантийных систем. Услуги таможенных посредников и новая система, скорее всего, не обойдутся дешевле, чем МДП. Мелкие фирмы смогут сравнить эти затраты со своими затратами. Они часто пользуются административными услугами других компаний. Поэтому сравнив различные цены, мелкие перевозчики решат, какой порядок им более удобен».

 

Новостивсе новости
28 01.25
Спрос на автодоставку в Иран увеличился в 2 раза, более динамично росла только Германия  
16 01.25
Перевозчикам придется подготовить еще больше рублей для «Платона» 
10 07.24
ЕАЭС «подгонит» все дороги под одну гребенку  
20 06.24
В Забайкалье «прорубят новое окно» в Китай 
26 04.24
Литовская таможня требует дополнительных деклараций
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва