Новости

Главная / Новости
« Назад

Транзит санкционных товаров по территории России – так едем или не едем? (эксклюзивная информация от Минтранса РФ)  10.12.2019 11:38

После начала «санкционной войны» между ЕС и Россией пострадали и литовские перевозчики, поскольку для них российский рынок был важным направлением бизнеса. Но если с запретом на ввоз определённых товаров в Россию всё понятно, то по транзиту так называемой «санкционки» по территории РФ в третьи страны возникли вопросы. Их в этом году своим указом вроде бы снял президент Владимир Путин, но в действительности всё не так просто, как может показаться. Редакция «Cargonews» решила разобраться в ситуации, чтобы расставить все точки над «и».

История вопроса и правовые нюансы

Указом Президента РФ № 560 от 6 августа 2014 г. был введён запрет на ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов продукции. Как в связи с этим отметили эксперты в области транспортного права, формально данный запрет правительством РФ (в постановлении № 778 от 7 августа 2014 г.) был сформулирован таким образом, что распространялся на все товары из перечня, вне зависимости от заявленной таможенной процедуры и страны назначения. Поэтому многим перевозчикам было отказано в транзите санкционных товаров через РФ, и они были привлечены к административной ответственности. С другой стороны, на практике таможенные посты его зачастую не ограничивали.

 

В этой связи стоит обратить внимание на письмо «Россельхознадзора» № ФС-АС-3/22903 от 21 ноября 2014 г., в соответствии с которым перемещение в третьи страны растительной продукции, включенной в санкционный список, с 24 ноября 2014 г. должно было осуществляться только через пункты пропуска на границе РФ. То есть, вводя такое ограничение, государственный орган исходил из правомерности транзита санкционных товаров в принципе.

Больше того, несколько дел по данному вопросу рассмотрел Верховный суд РФ. В итоге разные судьи пришли к взаимоисключающим выводам. При этом один из них, тщательно изучив проблему, отметил, что Россия не может ограничивать транзит товаров, являющихся предметом сделок, заключённых и исполняемых за пределами РФ иностранными лицами .

Иными словами, позиция «Россельхознадзора» и практика российского Верховного суда вроде бы создали правовые основания для транзита «санкционки» по территории РФ, но фактически до 1 июля 2019 г. решение о (не)законности такого рода перевозки принималось конкретными должностными лицами на конкретном таможенном посту. А что же произошло в этот день?

Указ не указ

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. № 290 ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в отношении которых установлены временные ограничения, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок через территорию РФ в третьи страны при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов.

Правительству Российской Федерации поручено:

а) определить перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок товаров, в отношении которых установлены временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию;

б) установить порядок осуществления транзитных перевозок указанных товаров;

в) установить требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии ГЛОНАСС;

г) определить порядок выдачи учетных талонов;

д) обеспечить создание и эксплуатацию системы контроля с применением пломб на основе технологии ГЛОНАСС.

Указ вступает в силу с 1 июля 2019 г. 

 № 290 от 24 июня 2019 г., который вступил в силу 1 июля 2019 г, при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок на территорию России разрешается ввоз санкционных товаров, но при условии обеспечения их прослеживаемости с помощью электронных пломб на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств учётных талонов.

В этой связи появилась пошаговая инструкция, как получить учётный талон и электронную пломбу . Кроме того, в ответ на запрос АСМАП появилось разъяснение «Россельхознадзора» относительно порядка транзитных автоперевозок по территории РФ санкционных товаров. То есть, он продолжает исходить из правомерности такого рода перевозок .

С учётом всего этого показалось, что теперь-то «санкционку» уж точно можно везти транзитом по территории России. Однако возник нюанс – в своём указе, который вступил в силу 1 июля 2019 г., президент РФ поручил правительству страны установить порядок транзита санкционных товаров по российской территории, а оно этого до сих пор не сделало.

Поэтому, когда мы обратились в «Linava» с просьбой рассказать об особенностях транзитных перевозок «санкционки» по территории РФ, осуществляемых литовскими транспортными компаниями, нам сказали, что этих перевозок пока нет, поскольку нет соответствующего решения правительства России о их порядке. То же самое нам сказали в ассоциациях перевозчиков Латвии, Эстонии, Украины и Белоруссии. При этом представитель белорусской ассоциации добавил, что желательно, чтобы было решение не только правительства РФ, но и соответствующих органов Евразийского экономического союза, поскольку речь идёт о вопросе союзного значения.

После таких ответов мы для того, чтобы окончательно прояснить ситуацию, обратились в Минтранс РФ, который 10 сентября дал следующий комментарий: в целях реализации указа президента РФ № 290 от 24 июня 2019 г. Минтрансом России разработан и проходит установленные процедуры согласования проект постановления правительства РФ о мерах по его реализации; до принятия правительством РФ данного постановления действует запрет перевозки санкционных товаров в соответствии с постановлением правительства РФ № 778 от 7 августа 2014 г.; о введении порядка, разрешающего перевозку санкционных товаров с использованием пломб, участники внешнеэкономической деятельности своевременно будут уведомлены 


Новостивсе новости
28 04.20

Применение новейших таможенных технологий в условиях пандемии коронавируса

02 04.20
Карантинные ограничения подрывают рынок грузоперевозок
31 03.20
Пункты пропуска через госграницу работают бесперебойно
20 03.20
Европейская комиссия призвала страны ЕС обеспечить бесперебойность грузовых перевозок в условиях пандемии
26 02.20
Поезда-шаттлы могут стать рука об руку с большегрузами при доставке «последней мили»
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва