Новости

Главная / Новости
« Назад

Проблема с преднамеренным банкротством: как не потерять свои деньги  30.01.2018 10:30

Многим представителям транспортного сообщества приходилось и, к сожалению, всё ещё приходится сталкиваться с банкротствами партнёрских компаний. Одни компании оказываются в этой неприятной ситуации по объективным причинам, другие – преднамеренно. Случаи преднамеренного банкротства самые тяжёлые – несмотря на то, что формально кредиторам удаётся отсудить в свою пользу все долги, фактически они ничего не получают, потому что у должников нет никакого имущества. Как правило, спустя некоторое время на рынке появляется по сути та же компания, только под другим названием. Транспортное сообщество прекрасно знает эту схему, но от этого не легче. Кредиторов постоянно мучает вопрос – есть ли какой-то способ вернуть свои деньги?

До «болезни» лучше не доводить

В жизни очень часто бывает так, что мы не заботимся о своём здоровье до тех пор, пока оно изрядно не пошатнулось, и лечиться начинаем только тогда, когда болезнь зашла далеко. Хотя нам ничего не стоило постараться избежать ненужных проблем на ранней стадии их зарождения. Этот принцип относится и к бизнесу. В колокола тревоги надо бить не тогда, когда кто-то из ваших партнёров обанкротился, а тогда, когда стабильная компания вдруг начинает впадать в долги, опаздывать с оплатой счетов, «кормить завтраками», сокращать штат сотрудников и т.д. Как утверждает Сергей Ермакович, юридический консультант транспортной биржи Cargo.LT и нашей редакции, при таких признаках необходимо предпринять несколько элементарных действий.

Во-первых, перед началом работы с любым новым партнёром необходимо заранее поинтересоваться историей его компании: почитать отзывы на специализированных сайтах (на сегодняшний день «утаить шило в мешке» очень трудно), проверить, нет ли у неё долгов, выяснить, не был ли нынешний руководитель компании руководителем другой компании (или группы компаний), которая обанкротилась. Если у вас нет времени на все эти действия, можно просто попросить, чтобы руководитель компании подписал и отправил вам документ/подтверждение о том, что у компании нет налоговых и других задолженностей. Если руководитель откажется, это можно считать плохим знаком.

Если вы работали с компанией на продолжении определённого времени, всё было хорошо, но в какой-то момент ваш партнёр перестал вовремя оплачивать счета (хотя при этом идёт на контакт и у вас нет твёрдой уверенности в том, что он задумал мошенническую схему), вы можете предложить ему реструктуризировать долг – например, предложить или согласиться с возвратом долга в виде имущества, которое можно будет продать, или в правовом порядке перенять его долги (если таковые были – в данном случае должники вашего партнёра будут возвращать долги не ему, а вам).

Если дело дошло до того, что контакт с партнёром полностью прервался, но вам известно, что «пропавшая» компания всё ещё функционирует и о банкротстве не объявила, вы можете подавать жалобы на имя различных государственных учреждений (правоохранительных и не только) с просьбой поинтересоваться деятельностью вашего должника. Желательно, чтобы ваш должник тоже знал об этих действиях – обычно предупреждение срабатывает как очень хорошая «воспитательная мера», и должник все долги возвращает. Наконец, вы можете без какого-либо предупреждения обращаться в суд с просьбой наложить арест на имущество вашего должника.

Если же случилось так, что вы вовремя не спохватились и не поняли, что происходит, а в рамках дела о банкротстве у «банкротирующей» компании не осталось никакого имущества, шанс на возврат ваших денег всё-таки есть. Несмотря на то, что виновниками подобных ситуаций обычно являются физические лица (акционеры или руководители компаний), которые после банкротства одной компании открывают другую и таким образом пытаются уйти от ответственности, они не смогут выкрутиться в том случае, если банкротство будет признано преднамеренным. Доказать преднамеренное банкротство довольно сложно, потому что, как отметила адвокат Доната Юозумене, «несмотря на то, что за преднамеренное банкротство в УК Литвы установлена уголовная ответственность, в судебной практике обвинительных приговоров очень мало. Возбуждая уголовное дело, кредитор надеется на моральное удовлетворение, но не на какую-то ощутимую пользу». И тем не менее…

Личная ответственность

Организаторы преднамеренного банкроства могут быть привлечены к личной ответственности. Личная ответственность лиц, обвиняемых в преднамеренном банкротстве, установлена в ст. 20 Закона о банкротстве предприятий. В ней говорится: «Если компания была ликвидирована из-за преднамеренного банкротства, то ущерб, возникший вследствие невыполнения обязательств в отношении кредиторов компании, должно покрыть лицо (лица), действия или бездействие которого привели к преднамеренному банкротству. При этом кредитор/кредиторы должны подать иск о возмещении ущерба в суд в порядке, установленном Гражданским кодексом. Сумма ущерба не может превышать суммы неудовлетворённых требований кредиторов, возникших по причине преднамеренных действий лица/лиц, и требований, неудовлетворённых в ходе процесса о банкротстве. При рассмотрении иска о возмещении ущерба считается, что кредиторские требования, появившиеся в ходе дела о банкротстве по причине преднамеренных действий определённых лиц, были удовлетворены в последнюю очередь».

Таким образом, необходимо доказать, что банкротство было преднамеренным. В ч.12 ст.2 Закона о банкротстве указано, что такое преднамеренное банкротство. «Преднамеренное банкротство означает, что компания была доведена до банкротства умышленно плохим управлением (действиями или бездействием) и (или) заключением заведомо невыгодных договоров, когда было известно или должно было быть известно, что заключение договоров нарушает права и/или законные интересы кредиторов». Если вернуться к ст.20, то следует отметить, что «при наличии признаков, указанных в ч.12 ст.2, суд может классифицировать банкротство как преднамеренное по своей инициативе или по инициативе кредиторов или администратора банкротства».

Следует отметить, что основанием к признанию преднамеренного банкротства может быть, например, перенос деятельности и имущества в другую компанию после реорганизации компании или отделения её части от основной компании, когда деятельность и финансовые обязательства принимает на себя компания, не владеющая никаким имуществом, или когда другая действующая или вновь учреждённая компания берётся исполнять неисполненные договоры и/или права требования, и при этом в такую компанию переходят работать сотрудники и/или руководители бывшей компании, а также связанные с ними лица.

Мы поинтересовались у юриста, как обстоят дела с преднамеренными банкротствами в ближайшем зарубежье (в России и Беларуси). Судя по его комментариям, в этих странах ситуация очень похожая, и законы этих стран определяют преднамеренное банкротство (и ответственность за него) практически также, как литовский закон.  

В заключение следует отметить, что в транспортном деле банкротство является, к сожалению, очень даже нередким случаем. Но одно дело, когда по объективным причинам банкротирует добросовестная компания, которая любыми способами старается рассчитаться со своими кредиторами, и совсем другое, когда мошенники присваивают чужие деньги и умышленно ликвидируют одну компанию, а потом открывают другую. В таких случаях вернуть присвоенные деньги очень сложно, так как никакого имущества, которым можно было покрыть долги, нет. В этих случаях у кредиторов остаётся единственный вариант – добиваться, чтобы суды признали банкротство преднамеренным. Только тогда они смогут привлечь организаторов преднамеренного банкротства к личной ответственности. Миссия, конечно, нелёгкая, но нельзя сказать, что невозможная. А лучше всего быть всегда начеку и оберегать свои деньги от мошенников ещё до тех пор, пока они на них не посягнули. Для этого нужно совсем немного – здоровая доза недоверия к «привлекательным» предложениям  и тщательный отбор потенциальных партнёров. Тем более, что в веке «всемирной паутины» докопаться до необходимой информации о той или иной компании не так уж сложно.


Новостивсе новости
18 10.18
Россия и Латвия легко и щедро обменялись дозволами – дополнительными и предварительными. Любо-дорого смотреть 
04 10.18
Докатались: ответственных за нарушение весогабаритного контроля предлагают сменить.
01 10.18
Теперь точно «без нервов»: Крымский мост открыл движение для грузовых автомобилей 
13 09.18

Открытие границ между Россией и Китаем для грузоперевозчиков. К чему это может привести?

01 08.18
Съедобное и несъедобное разрешат возить «в одном кузове»
Продлeвается срок действия льготного тарифа за проезд по дорогам РФ

 Министерство транспорта России сообщает, что министерством подготовлены проекты правовых актов, согласно которым, будет продлён срок действия льготного тарифа дорожного сбора (1,53 руб./ 1 км) за проезд по дорогам Российской Федерации.
Этот сбор взымается за проезд по федеральным дорогам России с грузовых транспортных средств, общая допустимая масса которых превышает 12 тонн. Льготный тариф должен был действовать до 1-го мая 2016 г.

 



GISMETEO: Погода по г.Москва