Новости

Главная / Новости
« Назад

Россия сократила разрыв между экспортом и импортом технологий  02.08.2019 14:20

В 2018 году объем экспорта технологий составил $1,4 млрд. Покупать технологии России при этом приходится на вдвое большую сумму

Российский экспорт технологий в прошлом году вырос впервые с 2015 года и составил $1,4 млрд — рост на 19% по сравнению с 2017 годом. Об этом свидетельствуют данные Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики.

Как уточнили РБК в институте, торговля технологиями с зарубежными странами охватывает все коммерческие сделки по экспорту и импорту технологий и услуг технологического характера. Но сюда входят и сделки между совместными российско-иностранными предприятиями, иностранными организациями, зарегистрированными в России, их филиалами или представительствами, с одной стороны, и их зарубежными материнскими компаниями — с другой. Расчеты производились на основе официальных данных Росстата, показатели переведены в сопоставимые цены 2018 года.

  • Исследование охватывает период с 2001 по 2018 год.
  • В 2015 году были зафиксированы максимальный объем экспорта технологий ($1,65 млрд) и минимальный разрыв его с импортом, составлявшим $2,2 млрд.
  • В 2018 году объем импорта технологий в Россию составил $3 млрд. Это меньше, чем в 2017 году, на 7,3%.

В начале 2000-х годов Россия продавала технологий в 5,8 раза меньше, чем сейчас, — лишь на $241 млн в нынешних ценах. Импорт тогда тоже был значительно более скромным — $395 млн. Впрочем, темпы роста импорта опережают экспорт российских технологий — объем закупок технологий за этот период увеличился в 7,7 раза.

Что продает Россия

В объемах технологического экспорта и импорта России в 2018 году преобладали инжиниринговые услуги (51,4 и 45,9% соответственно). Как пояснили в ИСИЭЗе, в эту категорию входят инженерно-консультационные услуги при проектировании, конструкторской разработке и эксплуатации оборудования, материалов, приборов, сооружений, процессов и систем.

Удельный вес поступлений от экспорта по соглашениям, предметами которых являлись охраняемые объекты промышленной собственности, составил лишь 2,4%, тогда как в структуре выплат по импорту их доля достигала 35,2%. Суммарные платежи по патентам на изобретения, селекционные достижения, полезные модели и по патентным лицензиям минимальны — 1,3% по экспорту и 9,1% по импорту. В основном, отмечают авторы исследования, главным товаром в торговле технологиями с зарубежными партнерами являются неохраноспособные объекты, то есть те, которые не попадают под охрану в рамках закона.

Еще одна после инжиниринговых услуг категория, в которой экспорт преобладает над импортом, — научные исследования и разработки (29,4% по экспорту и 3,5% по импорту).

Кто покупает российские технологии

  • Больше половины всего российского экспорта технологий (58,9%) идет в страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В ОЭСР входят большинство стран Евросоюза, а также США, Южная Корея, Турция, Япония и еще ряд государств.
  • До 2013 года российский технологический экспорт был преимущественно ориентирован на рынки развивающихся государств, а доля стран ОЭСР в структуре экспорта технологий находилась на уровне 40%. Но в 2013 году доля экспорта в страны ОЭСР увеличилась до 71%.
  • Лидерами по покупкам российских технологий являются США ($224,3 млн), Германия ($141,9 млн) и Швейцария ($91 млн). За ними следуют Китай ($90,8 млн), Великобритания ($76 млн), Чехия ($60,9 млн), Индия ($52,3 млн) и Кипр ($51,1 млн).

Доля СНГ в экспорте технологий составила в прошлом году 9,6%. Наиболее активными покупателями российских технологий стали Белоруссия ($68,5 млн) и Казахстан ($23,7 млн).

Государства ОЭСР одновременно являются и крупнейшими партнерами России по импорту технологий: их доля в 2018 году достигла 81,1% от объема выплат по импорту. Больше всего технологий в прошлом году Россия приобрела у Германии ($505,4 млн), США ($420,1 млн) и Швейцарии ($242,6 млн).

Причины низких показателей

В целом российская торговля технологиями и услугами технологического характера на мировом рынке не достигла значительных масштабов, отмечают авторы исследования. По объемам транзакций Россия занимает лишь 27-ю позицию в последних рейтингах ОЭСР (по данным за 2015 год), располагаясь между Тайванем ($1,1 млрд) и Португалией ($1,8 млрд) по экспорту и между Португалией ($1,7 млрд) и Чехией ($2,4 млрд) по импорту, говорится в докладе.

Низкие объемы российского экспорта технологий объяснимы высокими издержками производства и недостаточным финансированием научных разработок, считает преподаватель Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Галина Кузнецова. «У нас вообще все дорого. Что бы мы ни взяли, мы неконкурентоспособны по ценам, так как у нас очень высокие издержки. Чаще всего это высокие тарифы на электроэнергию плюс арендная плата», — пояснила она.

Также, по мнению Кузнецовой, наука в России недофинансирована по сравнению со странами — крупными экспортерами технологий. «Если мы посмотрим на российский бюджет, власти отчитываются, что расходы на поддержку науки выросли, предположим, в разы. Но, во-первых, это рубли, во-вторых, это текущие цены. Как только мы все это переводим в доллары и постоянные цены, то обнаруживаем, что финансирование не только не растет, но и по многим позициям сокращается», — подчеркнула эксперт.

Она напомнила, что доля финансирования науки в российском ВВП составляет меньше 1%. Между тем в Южной Корее или Бразилии этот показатель превышает 2%, в США и Китае — приближается к 3%, в Израиле превышает 4%, отметила Кузнецова.

Кроме того, российская налоговая система не благоприятствует экспортерам научных разработок и изобретений. «Мы не можем сказать, что у нас есть льготы для инноваторов, что есть налаженная система вычета издержек производства», — подчеркнула Кузнецова. В целом, по ее мнению, в России сейчас нет условий для улучшения ситуации с экспортом технологий.


Новостивсе новости
02 08.19

Россия сократила разрыв между экспортом и импортом технологий

18 07.19
На российских пунктах пропуска придумали, как уменьшить пробки на границе с Эстонией и Финляндией
23 05.19

Перевозчики и контрабанда – практика и тенденции

16 05.19

Таможенникам разрешили тормозить машины на дорогах Петербурга

18 03.19

При пересечении границы в «Брузгах» в течение года возможны затруднения

В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва