Новости

Главная / Новости
« Назад

Перевозчики и контрабанда – практика и тенденции  23.05.2019 13:59

Недавно СМИ сообщили о том, что на пункте дорожного контроля в Кибартай был задержан грузовик с 675 тысячами пачек сигарет. Позже была обнародована информация об изъятии рекордного в истории Литвы количества перевозимых в Россию наркотических веществ, и в рамках данного дела был задержан глава литовской транспортной компании. В связи с этим редакция Cargonews решила выяснить особенности и тенденции участия литовских перевозчиков в преступной деятельности.

Сначала с просьбой рассказать об этом мы обратились в криминальную полицию Литвы, но она посоветовала переадресовать вопросы пограничникам. Последние отметили, что лучше на них ответит таможня, которая согласилась предоставить соответствующую информацию.

Как сказано в ее ответе, конкретных статистических данных о преступлениях, совершенных водителями грузовиков (перевозчиками), нет (если кому-то интересно, подробные данные о различных уголовных преступлениях можно найти на сайте . Всего в 2018 году Криминальная таможенная служба начала 446 досудебных расследований. Бóльшая их часть (77%) связана с контрабандой наркотиков, в основном – по почте. Если из этого числа исключить другие случаи контрабанды, не связанные с использованием транспортных средств и связанные с использованием легковых автомобилей, микроавтобусов и так далее, то можно говорить лишь о нескольких десятках задержанных водителей грузовиков и лишь о нескольких их арестах в год.

 

Способы сокрытия контрабанды

Чаще всего задерживаются литовские и белорусские водители, реже попадаются граждане России, Украины и Латвии. Грузовики обычно принадлежат компаниям тех стран, из которых везётся груз (контрабанда).

Если говорить о типах перевозимой контрабанды, то прежде всего таможня Литвы сталкивается с незаконной транспортировкой сигарет и наркотиков (например, только в 2018 г. в Литве было задержано 1 миллион 768 тысяч 220 пачек контрабандных сигарет). Зачастую их прячут между перевозимыми товарами, иногда в самом грузе, а также в конструкциях полуприцепа (как в заводских полостях, так и в специально оборудованных тайниках). Иногда контрабанда перевозится практически в открытую. Как нам рассказал представитель Криминальной таможенной службы Гедиминас Куликаускас: «Вот недавно мы около Паневежиса задержали грузовик, перевозивший 560 тысяч пачек контрабандных сигарет просто в коробках для кондитерских изделий».

«Традиционные» места тайников в грузовиках – пол и крыша полуприцепа. Например, таким образом была спрятана упомянутая в начале статьи рекордная в истории Литвы партия гашиша (1,5 тонны стоимостью примерно 20 миллионов евро), которая перевозилась через Литву из Марокко в Россию и в перевозке которой, по данным СМИ, участвовала литовская транспортная компания «Transtėjа». «Классическим» можно назвать и такой способ сокрытия контрабанды, когда часть полуприцепа отгораживается стенкой, имитирующей его оригинальную стенку. «Однако, например, в этом году мы столкнулись и со случаями, когда сигареты были спрятаны в полых конструкциях поддержки тента полуприцепа: в них поместились 4 тысячи пачек контрабандных сигарет», — отметил Г. Куликаускас.

sulaikytas_hasisas  sulaikytas_hasisas_1

Один из наиболее изощрённых видов тайников, с которым довелось столкнуться сотрудникам литовской таможни – в полу и на потолке полуприцепа оборудованные гидравлические или пневматические тайники. Например, именно в таком тайнике в 2013 г. удалось обнаружить 768 кг гашиша. Кроме того, таможенные криминалисты, по словам Г. Куликаускаса, нашли мастерские для производства таких приспособлений, где грузовики специально переделывались для перевозки контрабанды (включая установку на них механизмов дистанционной смены номеров).

Также контрабанду часто прячут в перевозимых грузах, особенно в древесине. «Сталкиваемся с так называемыми «гробами», когда коробки сигарет укладываются в опилочные пластины с вырезанной сердцевиной. Доводилось задерживать и контрабанду, спрятанную в бетонных блоках. Обычно контрабандисты пытаются максимально усложнить проверку нелегального груза. Закладывают тайники сверхтяжелыми грузами»

2013 pamatiniai betono blokai 02 2013 pamatiniai betono blokai 03

Например, в 2006 г. тайник в полу грузовика с 136 кг гашиша был заложен железными балками весом 2 тонны каждая. В 2012 г. 40 тысяч пачек контрабандных сигарет были спрятан под 20 тоннами дурно пахнущей говяжьей кожи. Также можно вспомнить задержанный в 2018 г. груз строительных деревянных балок, который перевозился из Литвы в Польшу: после того, как таможенники проверили его с помощью мобильной системы рентгеновского контроля, было установлено, что балки полые, и в них спрятаны сигареты стоимостью 700 тысяч евро (обвинения по этому делу были предъявлены директору одной паневежской мебельной фабрики и перевозившему балки водителю грузовика).

2012 kontrabanda odu krovinyje 02 2012 kontrabanda odu krovinyje 03

Тенденции контрабанды

 Бóльшую часть табачных изделий (около 60%), ввозимых на территорию Литвы из Белоруссии, составляет продукция гродненской табачной фабрики «Неман». Однако, по словам представителя таможни, меняются направления контрабанды: сегодня она перевозится не только через литовско-белорусскую границу, но и по нетрадиционным маршрутам – например, из Латвии и Калининградской области.

В последнем случае можно вспомнить рекордные 675 тысяч пачек белорусских сигарет на сумму (с учётом обязательных налогов) 2 миллиона 146 тысяч евро, о которых было сказано в начале статьи. Тогда на пост дорожного контроля в Кибартай на грузовике MAN приехал российский гражданин, который сообщил сотрудникам таможни о том, что везет в Россию упаковочную пленку. Однако у таможенников груз вызвал подозрения, поскольку, по документам, его отправителем и получателем была одна и та же компания. После проверки машины с помощью мобильной системы рентгеновского контроля выяснилось, что легальный товар – рулоны пленки, сложенные в дальней части полуприцепа – всего лишь прикрытие для огромной контрабандной партии сигарет. Кстати, практически аналогичный по объёму и стоимости (675 тысяч пачек стоимостью 2 миллиона евро) контрабандный груз из Белоруссии, спрятанный между древесными пластинами, был задержан в Кибартай и в 2018 г.

Уже тогда сотрудники литовской таможни заметили, что после подорожания сигарет в России объемы контрабанды российских табачных изделий из Калининградской области заметно сократилась, но стали больше везти белорусских сигарет. В 2017 г. на границе с Россией был задержан всего лишь 1% (1,17 миллионов единиц) от общего количества задержанных в Литве контрабандных сигарет. Однако в следующем году этот показатель достиг уже 11% (13 миллионов 500 тысяч единиц). А в этом году таможенники Литвы задержали на границе с Калининградской областью столько же сигарет, сколько они задержали здесь в 2018 г., только за один месяц.

Преступление и наказание

Если просто читать о типах, объёмах, стоимости, способах сокрытия и маршрутах контрабанды, то сразу не задумываешься о том, что это очень серьёзное преступление, за которое предусмотрено серьёзное наказание.  Если коротко, то за контрабанду сигарет грозит штраф, конфискация транспортного средства и лишение свободы до 10 лет, а за контрабанду наркотиков – лишение свободы до 15 лет. Несколько примеров.

В 2017 г. глава транспортной компании из Шяуляй  за контрабанду в 2009 г. очень крупной партии сигарет (крупнейшей за период с 2003 по 2009 годы) стоимостью 4 миллиона литов (1,16 миллиона евро) из России отделался денежным штрафом в несколько десятков тысяч евро, но только потому, что на момент совершения преступления наказание за такую противоправную деятельность в виде лишения свободы практически не применялось.

А вот одному дальнобойщику из Шяуляй повезло меньше – в 2013 году он получил 12 лет тюрьмы за контрабанду 55 кг конопли, которые через Литву пытался перевезти в Латвию. В 2017 г. группа лиц, включающая водителей грузовиков, за то, что из Испании в Литву ввезла больше тонны гашиша стоимостью свыше 10 миллионов евро, получила по 12-13 лет тюрьмы.

Но бывают и счастливые случаи. Так, глава транспортной компании , который лично сидел за рулём грузовика, был осужден на 11 лет тюрьмы за контрабанду наркотиков. Однако Апелляционный суд его оправдал, поскольку не нашел доказательств того, что осужденный знал о нахождении в транспортном средстве наркотических средств (правда почти полтора года в следственном изоляторе Каунаса всё же пришлось отсидеть).

***
Последние демонстрируют желание решать проблемы только после того, как эти проблемы, связанные с перевозимыми грузами и обнаруженной контрабандой, возникают». Подводя итог, можно сказать, что, согласно статистике, литовские перевозчики и водители грузовиков не являются закоренелыми преступниками, но слово «контрабанда» им знакомо. Видимо, виновато желание быстро и легко заработать, а также вера в то, что удастся «проскочить». Однако в таких случаях следует помнить, что все может закончиться не только штрафом и/или конфискацией грузовика, но и лишением свободы. Так что, уважаемые перевозчики и водители, живите честно.


Новостивсе новости
02 08.19

Россия сократила разрыв между экспортом и импортом технологий

18 07.19
На российских пунктах пропуска придумали, как уменьшить пробки на границе с Эстонией и Финляндией
23 05.19

Перевозчики и контрабанда – практика и тенденции

16 05.19

Таможенникам разрешили тормозить машины на дорогах Петербурга

18 03.19

При пересечении границы в «Брузгах» в течение года возможны затруднения

В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва