Новости

Главная / Новости
« Назад

Карантинные ограничения подрывают рынок грузоперевозок  02.04.2020 00:00

Рынок грузоперевозок в 2020 году переживает период заметной нестабильности. Основных причин две (как и в большинстве отраслей экономики) — начавшийся мировой экономический кризис и пандемия COVID-19

Мировой кризис породил замедление в некоторых отраслях еще до появления коронавируса (например, в автомобилестроении), что повлияло также на рынок грузоперевозок. По словам профессора кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елены Ткаченко, уже в феврале начали испытывать серьезные проблемы те российские предприятия, которые завязаны на международные рынки.

Потом начались перебои, а то и остановки, у российских предприятий, в том числе, вследствие ограничений, вводимых властями из-за развернувшейся эпидемии коронавируса в стране. Вслед за ними пертрубации стали ощущать и транспортники — хотя указ президента № 206 от 25 марта на транспортников не распространялся, у них начали сокращаться заказы на перевозки. По словам экспертов рынка, свой негативный вклад внесла и лихорадочная реакция на эпидемию со стороны властей российских регионов, весьма, впрочем, похожая на поведение властей европейских стран.

Судороги госрегулирования

Пандемия COVID-19 обострила мировой кризис, в том числе на рынке грузоперевозок. В январе и феврале происходили отдельные случаи падения грузоперевозок, в том числе, впрочем, из-за обычных в это время года неблагоприятных для морских перевозок погодных условий. Но в марте они сформировались в устойчивую тенденцию. Она привела к общему падению объема грузоперевозок на треть, причем, одинаково практически во всех сегментах — международном и внутрироссийском (автомобильном, железнодорожном, морском и авиационном). Это говорит о том, что тенденция и ее причины глобальны, вызваны фундаментальными причинами и исчезнут не скоро.

Еврокомиссия призывала страны не закрывать границы для грузового автотранспорта. «Нам нужно, чтобы товары проходили через Европу без препятствий», — заявила в начале марта глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен (цитата по Reuters). Однако многие страны не вняли этим рекомендациям — одни устраивали проверки на дорогах, другие вовсе закрывали свои границы, побуждая водителей ехать в обход, что создавало огромные пробки на приграничных территориях. Так, 17 марта портал logirus.ru сообщил, что выезда из Белоруссии в Польшу, Литву и Латвию ждут почти 2 000 фур. После закрытия странами Евросоюза своих границ из-за коронавируса время прохождения грузового транспорта через пункты пропуска и транзита в целом выросло от двух до четырех дней, сообщил руководитель коммерческого отдела ООО «Крэйс Восток» Владимир Мурзин.

Одни устраивали проверки на дорогах, другие вовсе закрывали свои границы, что создавало огромные пробки

«Закрытие границ в Евросоюзе повредило потоку товаров, нарушая цепочки поставок. Это создало дополнительное давление на страны, наиболее пострадавшие от коронавирса», — признала глава Еврокомиссии. Игроки рынка отмечают, что отчасти в этой ситуации виноваты сами чиновники Евросоюза. Так, Европейская Экономическая комиссия определила перечень товаров, вывоз которых временно запрещен до 30 июня. В основном, это злаковые и их производные, овощи и некоторые другие продукты питания. Чтобы выполнить этот запрет, европейские страны вынуждены были досматривать грузовики, что увеличивало пробки на дорогах.

По данным портала perevozka24.ru, многие страны пропускают грузы на определенных условиях. Испания рекомендует водителям, осуществляющим грузоперевозки, иметь при себе сертификат, который подтвердит, что транспортируемый груз соответствует требованиям Королевского указа. При въезде в Италию перевозчик должен связаться со своим итальянским контрагентом и узнать, включено ли его предприятие в список тех, кому разрешено работать. К тому же 25 марта итальянские власти распорядились закрыть АЗС, расположенные у дорог. Любой водитель, доставивший груз в Италию и возвращающийся домой транзитом через Венгрию, будет в обязательном порядке помещен в этой стране на 14-дневный карантин. А Словения и Хорватия вовсе закрыли пункты пропуска для любых транспортных средств, прибывающих из Италии. Китай предлагает грузоперевозчикам разгружаться на пунктах пересечения границы, не заезжая в страну — 30 марта Минтранс КНР уведомил о закрытии пунктов пересечения границы для иностранных грузовиков.


Новостивсе новости
28 04.20

Применение новейших таможенных технологий в условиях пандемии коронавируса

02 04.20
Карантинные ограничения подрывают рынок грузоперевозок
31 03.20
Пункты пропуска через госграницу работают бесперебойно
20 03.20
Европейская комиссия призвала страны ЕС обеспечить бесперебойность грузовых перевозок в условиях пандемии
26 02.20
Поезда-шаттлы могут стать рука об руку с большегрузами при доставке «последней мили»
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва