Изменяются правила ввоза товаров, содержащих интеллектуальную собственность 11.04.2013

Главная / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ 2013 ГОД / 2 КВАРТАЛ / Изменяются правила ввоза товаров, содержащих интеллектуальную собственность 11.04.2013

К сожалению, Россия далеко не самодостаточна в плане насыщения рынка различными товарами - как группы А, так и Б. То есть проблема импорта оных как существовала, так и будет существовать на повестке дня

Создание Таможенного союза не решило эту проблему в корне: он тоже не самодостаточен. Это подтверждает таможенная статистика: как бы мы ни пыжились, объем внутренней (Россия - Белоруссия - Казахстан) беспошлинной и бесконтрольной (в смысле наличия таможенного оформления и досмотров) торговли в 12 раз меньше, чем внешней, которая и с пошлинами, и с досмотрами. В отличие, кстати, от Евросоюза, где товарооборот между странами-участницами ровно в два раза больше внешнего.

Причем 90% нашего импорта - это товары, попадающие под категорию интеллектуальной собственности. И примерно такая же доля брендовых товаров, вращающихся на нашем рынке, - контрафакт. И это вовсе не значит, что вместо японского магнитофона вам продадут китайское ведро с гайками. Просто понятие контрафакта обретает новые габариты: это не только подделка, но и вполне оригинальный товар, ввезенный в страну без ведома правообладателя товарного знака. То есть путем, который именуют параллельным импортом.

"Параллельный импорт, - считает общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей в сфере интеллектуальной собственности Анатолий Семенов, - это естественная реакция свободного рынка на качественную, ценовую и ассортиментную дискриминацию. Вспомните, те же айфоны в России появились на пару лет позже, чем в других странах, и по завышенной цене".

Сия напасть - не только российская беда. В середине марта в мире наделал шуму судебный процесс над студентом из Таиланда, покупавшим в родной стране учебники, изданные в США, по 30 долл. за штуку, и продававшим их обратно в Америку, где в магазинах они стоили уже 200, через электронный аукцион по "среднеарифметической цене". Заработал 37 тыс. долл. Издательство выкатило парню иск на 600 тыс. "зеленых". А Верховный суд США студента оправдал, признав доктрину первой продажи первичнее авторских прав.

Нашим же предпринимателям справедливое правосудие в этом вопросе может разве что только сниться. Поскольку у нас действует так называемый национальный (территориальный) принцип исчерпания прав. В отличие от международного, когда правообладатель теряет право на товар, единожды введя его в оборот, национальный представляет собой запрет на импорт в страну товаров ИС, если они не были введены в оборот на территории данного государства и если на их ввоз не получено согласия правообладателя. По мнению адвоката, партнера Адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Григория Чернышова, этот принцип хорош для стран - экспортеров высокотехнологичной продукции, где он призван защитить производителя от его же собственных товаров, изготовленных и продаваемых на рынках других стран. А России, как стране-импортеру, такой принцип не подходит. Тем более в свете готовящихся поправок в Гражданский кодекс.

Итак, законопроект N 47538-6, собственно и предлагающий изменения в ГК РФ, уже подготовлен ко второму чтению. Там предпринимателей ждет немало сюрпризов. Например, пункт 1 ст. 1515 "Ответственность за незаконное использование товарного знака" будет звучать так: "Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых размещен незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными". Доселе таковыми являлись предметы, на которых "незаконно размещен товарный знак". Партнер юридической компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич полагает, что такая формулировка может позволить считать оригинальные товары, ввозимые без согласия правообладателей, контрафактными.

Новую редакцию получает и ст. 1487 ГК РФ, посвященная исчерпанию исключительного права на товарный знак. Если ранее она указывала, что в России легально могут использоваться товарные знаки лишь тех товаров, которые были введены в оборот на территории страны непосредственно правообладателем или с его согласия, то теперь в ней появилась оговорка: "если иное не установлено международным договором или законом". Таким образом, фактически действующая в России система ввоза может претерпеть изменения, и параллельный импорт, объем которого оценивается экспертами примерно в 1 млрд руб. в год, может быть узаконен. За что, кстати, ратует ФАС, считая, что это будет способствовать развитию конкуренции и снижению цен на привозные товары благодаря ликвидации эксклюзивного дилерства. Кстати, в Казахстане параллельный импорт разрешен.

Но здесь возникает риск другого рода. Если в нашей стране будет разрешен ввоз товаров, содержащих ИС, без разрешения правообладателя, где гарантия, что под прикрытием брендов к нам не потечет поток откровенных подделок, маркированных известными товарными знаками, но по более доступной цене? И если пиратские тапки, которые развалятся после пары дней эксплуатации, не несут за собой опасности больше, чем разочарование покупкой, то давайте представим, что на автомобиль поставлена подушка безопасности неизвестного происхождения?

Новостивсе новости
28 01.25
Спрос на автодоставку в Иран увеличился в 2 раза, более динамично росла только Германия  
16 01.25
Перевозчикам придется подготовить еще больше рублей для «Платона» 
10 07.24
ЕАЭС «подгонит» все дороги под одну гребенку  
20 06.24
В Забайкалье «прорубят новое окно» в Китай 
26 04.24
Литовская таможня требует дополнительных деклараций
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва