До международного скандала осталось 16 дней 31.07.2013

Главная / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ / НОВОСТИ ЛОГИСТИКИ И ТАМОЖНИ 2013 ГОД / 3 КВАРТАЛ / До международного скандала осталось 16 дней 31.07.2013

Ситуация, сложившаяся после публикации на сайте ФТС письма № 01-11\28474 от 4 июля 2013 года, которое фактически отменяет международные перевозки по книжке МДП, продолжает оставаться в центре внимания российских и иностранных перевозчиков. Особое недоумение экспертов рынка и юристов, специализирующихся в области транспортного и таможенного законодательства, вызывает тот факт, что письмо ФТС перечеркивает подписанную российской стороной международную Конвенцию, регламентирующей международные автоперевозки, что является юридическим нонсенсом. Свое видение сложившейся ситуации предлагает наш постоянный автор, руководитель юридической компании «Касто» Игорь Петров

 

Федеральная таможенная служба России своим письмом отменила международную конвенцию.

 

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) была принята в Женеве в 1975 году.

Грузы, перевозимые автомобильным транспортом в соответствии с Конвенцией МДП, при наличии правильно оформленных документов, а также печатей и пломб таможни страны отправления, могут быть только в исключительных случаях подвергнуты досмотру в промежуточных таможнях по пути следования и, что не менее важно, не требуют какого-либо финансового обеспечения уплаты таможенных платежей на случай их (грузов) недоставки, кроме гарантий, предоставляемых в рамках конвенции. Россия участвует в Конвенции МДП.

 

Принцип действия международной системы гарантий:

 

Каждое национальное объединение, представляющее интересы транспортного сектора в государстве – участнике Конвенции МДП (в России – Ассоциация международных автомобильных перевозчиков – АСМАП), и признанное таможенными органами этого государства, гарантирует в случае обнаружения какого-либо нарушения процедуры МДП на территории этой страны уплату всех причитающихся таможенных пошлин и налогов.

 

В случае недоставки в таможню назначения товаров, перевозимых в соответствии с Конвенцией МДП, таможенные органы требуют уплаты таможенных платежей у перевозчика, а затем (в случае неуплаты перевозчиком) могут обратиться с соответствующим требованием к АСМАП.

 

Однако, как вдруг оказалось (после многолетнего применения конвенции в России), «до настоящего времени остается неурегулированным вопрос исполнения АСМАП своих обязательств по уплате таможенных платежей в соответствии с Конвенцией МДП 1975 г.

 

По состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. рублей.

 

Кроме того, предоставляемое АСМАП обеспечение своих обязательств перед таможенными органами не соответствует таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.»

 

И в связи с этим:

 

«В целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и обеспечения полноты и своевременности поступления в Федеральный бюджет таможенных платежей с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП будет осуществляться при условии обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением общих мер обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза.»

 

Попросту говоря, выкиньте с 14 августа свои книжки МДП, предусмотренные международной конвенцией, и предоставляйте обеспечение таможенных платежей в виде:

 

- денежных средств;

- банковской гарантии;

- поручительства.

 

При этом нужно оформить во «внутренней таможне» (например, в Москве, или в Петербурге…) гарантийный сертификат и каким-то чудесным образом моментально доставить его в «пограничную таможню», где будет стоять автомашина с грузом. При этом банковские гарантии стоят ДЕНЕГ. При этом поручительство также стоит ДЕНЕГ, круг поручителей весьма ограничен и некоторые из них весьма близки к ФТС России. Или будет применяться «таможенное сопровождение», но штата в таможенных органах на это нет.

 

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, естественно, возмутилась:

 

«Ассоциация не может согласиться с изложенной ФТС России аргументацией и предлагаемыми условиями выполнения перевозок по книжкам МДП.

 

Реальное положение дел с претензиями таможенных органов, направленных в АСМАП в соответствии с Конвенцией МДП, таково.

 

По состоянию на 1 июля с.г. ФТС России в 2010-2013г.г. направила в АСМАП 105 требований об уплате таможенных платежей на сумму 92,3 млн. руб. из оформленных на территории России почти 5 млн. книжек МДП.

 

В качестве обеспечения таможенных платежей по указанным перевозкам были предоставлены гарантии на сумму около 12,5 трлн.руб.

 

Предъявленные претензии составили 0,002% от выполненных перевозок или 0,0007% от суммы представленных гарантий.

 

Из направленных в АСМАП претензий:

 

87 требований на сумму 74 млн. руб. были признаны гарантийной цепью МДП обоснованными и оплачены;

 

10 требований на сумму 6,8 млн. руб. признаны гарантийной цепью МДП необоснованными, что в дальнейшем не было оспорено таможенными органами, либо подтверждено вступившими в силу судебными решениями;

 

8 требований на сумму 11,5 млн. руб. в соответствии с установленными Конвенцией МДП сроками находятся на рассмотрении гарантийной цепи МДП.

 

Только 7 из указанных 105 требований таможенных органов относятся к перевозкам товаров российскими перевозчиками.

 

«Члены Правления АСМАП в ходе очередного заседания, состоявшегося 22 июля 2013 г., в связи с решением ФТС России об отказе признания на территории Российской Федерации с 14 августа 2013 г. гарантий по книжкам МДП подписали соответствующее обращение на имя Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова.

 

В своем обращении Члены Правления изложили свое видение ситуации, дали оценку возможным последствиям вступления решения в силу, просят приостановить действие этого решения и создать рабочую группу из представителей заинтересованных органов федеральной исполнительной власти и бизнес-сообщества для объективной оценки ситуации и выработки возможных мер.

 

Дополнительное обращение с просьбой поддержки этих предложений подписано на имя Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича, являющегося координатором работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области транспорта. Обращения переданы в Аппарат Правительства Российской Федерации.»

 

Все это было бы забавно (так 20 миллиардов задолженность или 20 миллионов?), но как-то не до смеха. Внутренние разборки между ведомствами (а АСМАП – это, по сути, такое же бюрократическое ведомство, как ФТС России) поставили под угрозу й стороной, способны дезорганизовать международные автомобильные перевозки, увеличить их стоимость и, соответственно, цены на товары.

 

При этом касается это все не только российских перевозчиков, но и иностранных. Европейские перевозчики и Международный союз автомобильного транспорта уже высказывают свое недоумение по поводу решения ФТС России и грозят ответными мерами. Будет скандал.

 

А пока таможенники, перевозчики и импортеры ломают голову над тем, как им обеспечить с 14 августа перевозки, юристам самое время подумать о том, как мы будем взыскивать с государства убытки, которые возникнут у перевозчиков и импортеров в связи с нарушением таможенными органами международной конвенции.

Новостивсе новости
22 11.18
ФНС и ФТС нужно «перепроверять» стоимость экспортных товаров 
14 11.18
Глобальный спрос на автомобильные грузоперевозки вырастет на 155%
05 11.18
Россия изменила правила заполнения российских разрешений на осуществление международных автомобильных грузоперевозок
18 10.18
Россия и Латвия легко и щедро обменялись дозволами – дополнительными и предварительными. Любо-дорого смотреть 
04 10.18
Докатались: ответственных за нарушение весогабаритного контроля предлагают сменить.
В ЕАЭС создается система информирования об опасной продукции

На заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 12 ноября рассмотрены вопросы в сферах таможенного сотрудничества, технического регулирования, цифровизации экономик стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Утвержден временный порядок взаимодействия уполномоченных органов стран Союза и Комиссии при реализации пилотного проекта по формированию системы информирования о продукции, не соответствующей техрегламентам ЕАЭС. Документ определяет требования к такому взаимодействию и состав сведений, при обмене которыми оно будет осуществляться.

Система информирования об опасной продукции создается в рамках интегрированной информационной системы ЕАЭС. Ее участники смогут сообщать о результатах мероприятий государственного контроля (надзора); мерах по устранению негативных последствий выявленных нарушений; случаях продажи товаров, подлежащих обязательной оценке соответствия требованиям техрегламентов Союза, без документов о такой оценке и т.п. По опасной продукции, то есть не соответствующей требованиям союзных техрегламентов, выявленной в том или ином государстве-члене, органы госконтроля будут принимать различные меры, вплоть до изъятия ее из обращения на всей территории ЕАЭС.

Пилотный проект планируется апробировать на примере пяти техрегламентов Союза. Временный порядок повысит эффективность госконтроля в результате применения единообразных подходов и отлаженных механизмов сотрудничества контролирующих органов ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла критерии отнесения продукции к медицинским изделиям в рамках ЕАЭС. Союзным странам рекомендовано использовать единые подходы при классификации продукции в качестве медизделий.

Документ содержит указания по классификации товаров, которые могут применяться не только в здравоохранении, но и в смежных областях. В частности, он устанавливает порядок, позволяющий разграничить медизделия и средства личной гигиены, парфюмерно-косметическую продукцию, дезинфицирующее оборудование, изделия общего бытового назначения, а также товары для занятий спортом. Отдельные разделы посвящены продукции IT-сферы, а также разграничению медизделий и лекарств.

Раньше в странах Союза применялись национальные подходы к определению категории товаров, в результате чего одинаковая продукция в одних государствах-членах могла регистрироваться как медицинское изделие, а в других – обращаться на рынке без регистрации. Для производителей, продукция которых одновременно классифицировалась разными странами ЕАЭС как медицинское изделие и лекарственный препарат, это приводило к тому, что во время инспектирования на соответствие GMP уполномоченные органы сторон требовали разделить линии по производству одной и той же продукции для разных государств Союза. Неодинаковые подходы к классификации товара в качестве медизделий и косметических средств создавали у потребителя ложное ожидание улучшения здоровья от использования косметики.

Единые подходы к классификации пограничных товаров позволят снизить нагрузку на бизнес, облегчив подготовку документации, необходимой для регистрации продукции, а также обеспечить ее единое обращение в ЕАЭС.

Приняты распоряжения о введении в действие ряда общих процессов в рамках информационной интегрированной системы ЕАЭС, позволяющих упростить, сделать более прозрачной работу общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий.

В частности, добавятся общие процессы, которые позволят сформировать и вести единый реестр уполномоченных лиц производителей лекарственных средств, единую информационную базу данных по выявленным нежелательным реакциям на лекарства, по приостановленным, отозванным и запрещенным к медицинскому применению лекарственным средствам, по лекарствам, не соответствующим требованиям по качеству, а также фальсифицированным и (или) контрафактным лекарствам, выявленным в странах ЕАЭС и т.д.

Для минимизации недостоверного декларирования продукции в странах ЕАЭС Коллегия ЕЭК приняла ряд решений по классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). В частности, Коллегия ЕЭК классифицировала реле давления, принцип работы которого основан на замыкании и размыкании электрических контактов, в соответствии с основным правилом интерпретации 1 ТН ВЭД в товарной позиции 8536 ТН ВЭД ЕАЭС. Реле предназначено для использования в автоматических системах управления в качестве устройства, отслеживающего максимальный и минимальный уровень давления рабочей среды – жидкости или газа. Также классифицированы каркасы для бюстгальтеров в товарной позиции 7326 ТН ВЭД ЕАЭС.

Коллегия ЕЭК приняла решение об устранении барьера в торговле на внутреннем рынке Союза.

Россия применяет ограничения на поставки питьевого молока, произведенного предприятиями Беларуси из-за выявления в нем нативного содержания нитратов. В этой связи правительству России предложено принять меры, направленные на исполнение пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС. В соответствии с этим пунктом страны Союза обеспечивают обращение товаров, отвечающих техническим регламентам Союза без предъявления дополнительных требований и процедур оценки соответствия. Это касается и питьевого молока.

Коллегия ЕЭК расширила перечень случаев, когда декларация на товары может быть использована в качестве документа об условиях переработки на таможенной территории ЕАЭС. Так, теперь декларацию на товары в качестве документа о таких условиях субъекты хозяйствования смогут применять при совершении соответствующих операций в Союзе непосредственно декларантом. При этом величина общей таможенной стоимости товаров, указанная в декларации, не должна превышать сумму, эквивалентную 10 000 евро (если иная величина не определена национальным законодательством).

Кроме того, использовать декларацию на товары в качестве документа о названных условиях на таможенной территории ЕАЭС можно будет в рамках стандартных норм выхода продуктов переработки, которые установлены национальным уполномоченным органом.

Решение избавляет декларанта от необходимости обращения в уполномоченный орган страны Союза за получением документа об условиях переработки, что упростит таможенные операции, сократит временные и трудовые затраты.

Ранее воспользоваться таким упрощением, согласно Таможенному кодексу ЕАЭС, можно было только в тех случаях, когда целью применения данной процедуры являлся ремонт товаров на таможенной территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия

 

 



GISMETEO: Погода по г.Москва